Сергей Павлик
Лекция прочитана в КВТ МГУ 26 ноября 2014 г.
Переправа.
Переправа вешается, если вы стоите на одном берегу, а вам надо попасть на противоположный берег. Переправа натягивается статической веревкой, потому что она не тянется. Берется веревка, на ней делается узел восьмерка и делается «карабинная удавка». Вокруг дерева завязывается веревка, по которой свободно ползает карабин. После чего на другой берег посылают одного «гонца», который без рюкзака, но со всем необходимым железом и веревкой, идет вброд на противоположный берег. Там веревка обматывается один раз вокруг дерева и натягивается.
Но натянуть веревку хорошо только силой рук не получится. Необходимо сделать полиспаст. На одном конце, который идет через реку, на расстоянии порядка 2-3 метров от дерева, завязывается австрийский узел, который позволяет завязать веревку, не изменяя ее направления. При этом образуется петля, через которую продевается карабин, который нужно не забывать муфтовать, и прокидываем через нее веревку. Один раз перекинули – появился подвижный блок, через который усилия увеличиваются в два раза.
Но этого тоже иногда бывает недостаточно. В такой ситуации делается еще один виток через карабин. Но тут надо внимательно смотреть, т.к. при большой нагрузке на веревке в этом месте будет все «зажевываться». И если веревки через карабин будут идти в разных направлениях, то у них будет трение и будет значительно тяжелее тянуть. Так что веревки должны идти в одном направлении: они будут легче натягиваться и расслабляться после нагрузки. Имеет смысл встегивать не один, а два карабина, чтобы радиус кривизны был больше и трение меньше. Через полиспаст веревка натягивает легко и завязывается вокруг дерева. В результате веревка натянута хорошо, можно организовать переправу и мокрым останется только тот человек, который лазил в реку.
Когда переправилась вся группа, встает задача снять веревку. Для этого поможет трамвайчик. Еще на первом берегу, при подготовке переправы, на веревке завязывается стандартная восьмерка, и закидывается на карабин. Веревка должна быть примерно в 2 раза длиннее ширины реки. Снова завязывается австрийский узел, чтобы возвращать этот трамвайчик с карабином. И группа может вытягивать этот трамвайчик с карабином и на ту, и на другую сторону реки.
Люди переправляются налегке, рюкзаки переправляют отдельно. Рюкзак подвешивается на карабин и перетягивается на противоположную сторону. И таким образом переправляются рюкзаки, и людей можно также переправлять. Если река широкая и бурная, то людей в обвязке и во всей амуниции пристегиваем к веревке поясным и грудным карабином нижней и верхней обвязки. Но это больше у горников бывает, водники несут – максимум – нижнюю обвязку. Все переправились, рюкзаки переправили. Надо снять веревку. Отстегивается трамвайчик, причем его можно даже не развязывать. Развязываем остальную конструкцию и обнаруживаем, что веревка привязана на противоположном берегу. В этой ситуации тянется за трамвайчик, и вся веревка переезжает на нужный берег, и в воду никто не окунается.
Страховка.
Когда человеку необходимо переправиться на противоположный берег, необходимо его страховать. Если переправа просто вброд без какого-либо бревна, то натягиваются перила. Если переправляем человека по бревну, то можно осуществить это маятником. К дереву выше по течению прикрепляется веревка из такого расчета, чтобы расстояние от группы до дерева примерно равнялось ширине реки, чтобы угол был максимально 45 градусов. Если дерево еще выше – то хорошо. Натягивается маятник, и когда человек идет по бревну, то держится за веревку и находится лицом к дереву, к которому эта веревка привязана. Обычно веревка крепится выше по течению. И человек идет по бревну приставным шагом, понемногу вытравливая веревку. Если человек все же срывается с бревна, то его на этой веревке маятником все равно сносит к берегу. Такая страховка вещь достаточно неустойчивая, поэтому рекомендуется потренироваться заранее в эквилибристике.
Таким же образом делают еще два варианта. Когда нет дерева, к которому можно привязать веревку, но есть дружная команда. Человек одевает спасжилет, и ему сзади в районе плеч пристегивают конец – так, чтобы в случае чего он мог дотянуться. Он доблестно идет вброд через реку и несет в руках основную веревку, которую постепенно стравливает, и если его начинает сносить, то команда его удерживает на этой веревке.
Спуски и подъемы по склонам.
Можно натянуть динамическую веревку и держаться за нее. Но в случае падения человек не удержится на веревке силой рук, каким бы сильным он не был, особенно если на спине висит еще рюкзак под 30-40 кг. Поэтому необходим стопор – так называемый прусик. Он из себя представляет ткацкий узел, который связывает в кольцо веревку, и узел «заячьи уши», который человек пристегивает к себе. В рабочем состоянии узел должен быть затянут: завязали, подтянули и в таком состоянии пользуетесь. Веревка для прусика должна быть тоньше основной веревки. С другой стороны завязывается схватывающий узел. Человек спускается по веревке, и пропускает веревку под собой. Через спину человек держит веревку, прусик пододвигается рукой, но не зажимается в кулаке, и приставным шагом спускается вниз. Если вдруг он падает, то при резком рывке прусик затягивается на веревке и человек на нем повисает. Если он и ползет, то не очень сильно, но обычно нагрузки хватает, чтобы он полностью затянулся и остановил падение. Кроме того, эта технология часто используется, чтобы спускать суда со склонов при обносе порогов.
Обычно обвязку водники с собой не носят. Поэтому при наличии 5 м веревки 10мм можно завязать на себе грудную обвязку. Сначала вяжется булинь. Настоящий альпинист должен это уметь делать одной рукой и одним концом. Важно не забывать про контрольный узел, потому что булинь при переменной нагрузке ползет. Завязав булинь, получается грудная стяжка, которую нужно достаточно плотно подтягивать под себя. Дальше берется петля, подсовывается под обвязку, засовываем в нее руку, петля проходит по спине и веревку накидываем на плечо, где завязывается штык. Получается один ус. Когда вы намотали прусик на основную веревку, его надо за заячьи уши привязать к себе. Вяжется восьмерка одним концом от уса к заячьим ушам. Длина всей этой системы связки должна быть не больше длины вашей руки. Иначе когда вы повисните, вы просто не дотянетесь до веревки, и будете болтаться. Грудная обвязка нужна для того, чтобы при срыве не сломать позвоночник в пояснице, т.к. точка перегиба тела получается именно там, а при наличии грудной обвязки спина получается разгруженной.
Если вы смотрели фильмы про выживание, то видели варианты, как можно переправиться над каньоном при наличии одной только веревки. Как действовать, если веревка уже натянула в струну и по ней надо переправиться, но нет обвязки. Нужно лечь на веревку сверху, причем одна нога проходит сверху, другая – обязательно вниз, она будет работать противовесом. И по веревке можно переползти, подтягиваясь на руках. Это больно, но при большом желании можно переползти.
При движении по склону необходим альпеншток или хотя бы весло. Оно ставиться выше по склону и на него человек опирается, чтобы иметь хотя бы 3 точки опоры при спуске.
Железо.
С большим количеством полезных железок натягивать веревку становится проще.
Жумар. Через него проходит веревка, причем в одну сторону веревка едет, а в другую – нет. И с его помощью можно как спускаться, так и подниматься по наклонным перилам. Есть правый и левый жумар – под разные руки. Бывают и сдвоенные жумары, с которыми можно работать одновременно двумя руками. Различают зажимной и перегибный жумары. В идеале, при движении вверх необходимо два жумара, один из которых пристегнут к грудной обвязке, а второй работает через так называемую педаль. Она надевается на ногу, на ноге выходим и подтягиваем второй жумар на грудной обвязке. Получается, что поднимая ногу вверх, человек делает ступеньку, на которую становится ногой и все тело поднимает, а второй используется для того, чтобы потом не ползти вниз. Главное, поднявшись до конца веревки, не загнать жумар под самый узел, иначе его потом просто невозможно отстегнуть будет: для этого его надо чуть подтянуть вверх и тогда только получится снять.
Жумар полезен, когда натягивается переправа и тянется за свободный конец – за жумар тянуть значительно проще. Его приятнее и удобнее держать в руке, чем просто веревку.
При необходимости спуститься используют различные спусковые устройства. Принцип работы также простой: в одну сторону устройство держит веревку, а в другую ее можно свободно вытравливать. Я пользуюсь десантёром. На картинке к нему нарисовано, как заправлять веревку, чтобы не ошибиться. Веревка из него в одну сторону выходит только при нажатой ручке, а в другую сторону веревка выходит свободно. Если ошибиться и неправильно заправить, то можно улететь в свободное падение. Но эта система разработана как «анти-дурак»: если вы чего-то испугаетесь и отпустите руки, то вы все равно не улетите в свободное падение. Если с непривычки нажать ручку сильно, то можно улететь в свободное падение. Но как только ручка будет отпущена – падение прекратится. В зависимости от силы нажатия ручки скорость спуска меняется. Есть более продвинутый десантер с тремя «кулачками», которые в любом случае удержат веревку при нагрузке одного из концов, и она работает не на сжатие, а на оттягивание ручки.
Важно еще не забыть завязать узел на конце веревки. Причем не важно, какой именно узел, главное – большой. Потому что если вы едите вниз, то важно не пропустить окончание веревки и не улететь дальше в свободное падение. Если веревка не достает до земли, то можно связать две веревки, в месте их стыка перестегнуть оборудование и ехать дальше уже по второй веревке. Так что десантер очень удобен и полезен, к тому же достаточно дешевый. Прочие конструкции действуют по схожему принципу, но при использовании только жумара и десантера можно легко лезть вверх и вниз без всякого дополнительного оборудования.
На всех железках пишутся предельные нагрузки. В рывке железки, рассчитанные на 200 кг, могут сломаться. Разрывная нагрузка для веревки 10 мм – около 1 тонны.
Еще немного о веревках.
Для страховки при спусках и подъемах используют динамическую веревку, потому что она тянется. При срыве человек какое-то расстояние пролетает в свободном падении, а затем идет рывок на веревку. На статической веревке, во-первых, это больно, а, во-вторых, статика может лопнуть от резкого рывка. Динамическая веревка амортизирует, у нее есть определенный коэффициент удлинения. Если для статики это порядка 7%, то для динамики бывает до 20%. При слабом рывке разница между динамикой и статикой практически не ощущается. Ее можно почувствовать при хорошем пролете.
Есть такое понятие как фактор рывка. Человек лезет по стенке, у него есть промежуточные точки закрепления веревки, которые, как правило, подвижные. Оттяжки идут к стенке, на которой закреплена веревка. К оттяжке прикрепляется карабин, через него свободно скользит веревка, которую нам выдают снизу. Второй ее конец прикреплен к человеку. Вдруг он срывается и летит вниз, страхующий фиксирует веревку и держит ее своим весом. Тогда рывок идет через карабин. Промежуточную точку иногда вырывает, так что вы летите до следующей промежуточной точки. Динамическую веревку используют, в том числе, для того, чтобы не сорвало вот эту промежуточную точку. Фактор рывка – это длина свободного полета, деленная на длину работающей веревки. Чтобы уменьшить фактор рывка, как раз и делают подвижные промежуточные крепления на оттяжке. В результате веревка работает вся, но пролетаем мы только ее небольшой участок. Динамическая веревка гасит рывок, но у нее ограниченное количество рывков: около 7-9 таких силовых рывков, на которые она рассчитана. У простеньких веревок такой запас рывков – 3-5. Поэтому их необходимо периодически менять. Практически со временем динамическая веревка превращается в статическую, т.к. потихоньку вытягивается. Но и статическая веревка со временем портится, так что за ней необходимо внимание.
Выше был описан вариант с австрийским проводником. Есть еще вариант, чтобы не завязывать австрийский проводник, т.к. он потом очень сильно затягивается и его развязать порой бывает невозможно. Делается схватывающий узел, используем тот же прусик, только из более прочной веревки. То есть схватывающий узел, есть карабин, веревка протягивается через карабин и подтягивается. Когда карабин подъезжает к дереву, мы зафиксировали веревку, передвинули схватывающий дальше и тянем дальше. Удобно использовать схватывающий. При больших нагрузках он перекореживается и не всегда держится, поэтому имеет смысл делать карабинный тормоз. Карабины для этого подходят только трапециевидные, овальные не очень подходят под эту задачу. Дело в том, что веревка накидывается и продевается через карабин. Несколько раз карабин обматывается и веревку прощелкивается через карабин, после чего веревка по карабину не ползет. Потом при необходимости можно раскачать карабин, веревка расслабится и карабин можно будет подвинуть дальше. Когда схватывающий без карабина, его ослаблять значительно сложнее. Кабарин – вещь универсальная, он помогает для развязывания различных криво завязанных узлов. Узлы надо вязать красиво, чтобы они шли без перехлестов, потому что при нагрузке они затягиваются, перекореживаются и развязать такие узлы практически нереально. Но порой в этом может помочь карабин, т.к. у него острый носик, которым можно поковырять узел и чуть расшатать и ослабить его. Ножами и отвертками лучше не ковыряться в узле, т.к. они могут разрезать веревку.
Все устройства работают по принципу либо зажимные, как жумар, либо перегибные, как десантер. Веревка же состоит из оплетки и внутри сердечника. Если у нас зажимной жумар, то при повышении нагрузки зажимным устройством сдирается оплетка и веревка рвется, т.к. оплетка сорвана, а на сердечнике уже ничего не держится. При перегибной конструкции идет зажим путем сдавливания веревки. И при большой нагрузке в этом месте веревка перерезается «кулачком», т.к. идет линия сгиба, на которой сосредоточивается нагрузка, и может не только оплетка сорваться, но и вся веревка просто лопнуть. Поэтому железом нужно пользоваться крайне осторожно и с умом.
Прусик он наиболее безопасен для веревки, т.к. он мягкий и веревку не рвет. Правда, он сам по себе за счет трения по веревке может перетереться. В горах можно упасть, на воде можно утонуть.