Леонид Вайсман
Лекция прочитана в КВТ МГУ 19 ноября 2014 г.
Узлы делят на три основные группы:
- Основные узлы – это узлы для связывания двух веревок;
- Узлы страховки и самостраховки – это всевозможные петли и дополнительные узлы, например, для изолирования части веревки с истершейся оплеткой;
- Вспомогательные узлы – для привязывания чего-либо к чему-либо.
К основному узлу полагается контрольный узел, чтобы законтрить узел, если он ползет. Он обвязывается одной веревкой вокруг другой. Когда вы завязываете узел и точно не знаете, как он себя ведет в завязанном виде: ползет он или не ползет, в каких условиях он ползет, – обязательно надо завязывать контрольный узел.
Основные узлы.
Узлы идут в порядке нарастания их надежности.
Первая группа узлов – это основные узлы для связывания двух веревок между собой в разных конфигурациях. Первый из них – это прямой узел. Этот узел мы знаем в виде бантика. Бантик надо вязать правильно, чтобы он не развязывался. Чтобы завязать правильно прямой узел, одну веревку накладываем на другую, проворачиваем, и кончик, которым мы вяжем, с той же стороны накладываем на вторую веревку, с которой он у нас вышел. После чего снова проворачиваем и завязываем узел. Если сделать по-другому – если кончик веревки вышел с одной стороны (сверху второй веревки), а на вторую веревку мы его накинули с другой стороны (снизу), то получится неправильный – бабий – узел, который распускается мгновенно.
Есть еще узел, который практически тот же самый прямой узел, но с тем самым бантиком.
Встречный узел. Хорошо вяжется на плоской веревке. За счет того, что она плоская, у нее хорошее трение. И узел получается достаточно плоский и не ползет. На одной веревке завязывается контрольный узелок. Второй веревку навстречу ему весь узел пропускаем, и веревка должна выйти с той стороны, откуда начинаете вести узелок. Если этот узел вяжется на круглой веревке, то с обеих сторон надо обязательно завязать контрольные узелки, чтобы он не полз.
Шкотовый узел. Он – и его более сложный вариант брам-шкотовый узел – подходят для связывания двух круглых веревок разного диаметра. На одной веревке делается петля. Вторая веревка снизу вставляется в эту петлю, оборачивается вокруг петли и вставить в обратном направлении. Этот узел может ползти, поэтому на концах необходимо завязать контрольные узелки.
Брам-шкотовый. Берется петля. Вторую веревку также пропускается в нее снизу, проворачивается второй раз и снова возвращается в петлю. Когда узел затянется, получится практически шкотовый узел, но с дополнительным оборотом. За счет того, что трение больше, надежность узла тоже повышается. Но контрольные узелки все равно надо вязать. В морской практике этот узел используется для того, чтобы к толстому канату, которым привязывается судно к пристани, привязать более тонкую веревку, которую будут скидывать на пристань, а за нее уже вытягивают сам канат.
Ткацкий узел. Очень хороший узелок для связывания любых по толщине веревок. Две веревки идут навстречу друг другу: одна снизу, другая сверху. Нижней веревкой вокруг верхней вяжем контрольный узелок. Перехватываем другой рукой, и верхней веревкой вокруг нижней вяжем такой же контрольный узелок. После чего стягиваем узел. Затягивается он очень хорошо, и в водной практике я не встречался со случаями произвольного развязывания узла.
Встречная восьмерка. Один из ходовых узлов. Он не ползет, можно связывать между собой веревки разного диаметра. На одной веревке делается петля, перекидывается внахлест через другую веревку и вставляется обратно. Второй веревкой навстречу весь узел прослеживается по той веревке, которой вязали первой.
Грейпвайн. По технике выполнения он напоминает ткацкий узел. Две веревки идут навстречу друг другу: одна снизу, другая сверху. Верхней веревкой вокруг нижней вяжется одно кольцо, затем второе, и через них пропускается веревка. Перехватывается другой рукой. И нижней вокруг верхней также вяжется два кольца, и под перекрестье пропускается конец веревки. При стягивании получается с одной стороны 4 полоски, с другой – остатки кончиков. Как и восьмеркой, им можно пользоваться без контрольных узелков, узел получается очень надежным.
Узлы страховки и самостраховки.
Это в основном одинарные и двойные петли и специализированные узлы.
Проводник. Одинарная петля. Веревка складывается вдвойне, перекидывается вокруг двух пальцев и завязывают узелок. Только обязательно надо расправить веревки, чтобы узел получился рабочим и без перехлестов.
Восьмерка. Веревка складывается пополам, оборачивается вокруг пальцев, проворачивается и завязывается узлом.
Оба эти узла можно вязать один концом. Обычно они используются, чтобы привязать веревку к элементу местности – дереву, столбу и т.д. Но ситуация бывает такая, что можно завязать петлю и накинуть на какой-то столб. Но с деревом такой способ не пройдет, и приходится вязать узлы одним концом. Завязывается контрольный узелок (или восьмерка), огибается дерево и полностью прослеживается узел рабочим концом.
Булинь. Делается петля на основной веревке, в нее вставляется рабочей конец, обводится основная веревка, и конец веревки возвращается в петлю. В результате получается одинарная петля. Этот узел ползет, так что необходимо оставлять длинный конец и вязать контрольный узелок. Этот узел также можно использовать для завязывания веревки вокруг рельефа, или завязать одним концом вокруг себя в ситуации, когда необходимо, чтобы вас экстренно подняли вверх.
Австрийский проводник или срединный узел. Используется для устранения куска веревки, на которой испорчена оплетка, следовательно, она является ненадежной. Берется веревка, закручивается спираль, в середину которой попадает участок с испорченной оплеткой. Потом конец петля пропускается снизу веревки, а затем просовывается в середину образовавшейся петли. Саму петлю в горной альпинистской практике используют, когда надо в связку «встегнуть» третьего человека.
Прус (прусик). В нашей практике практически не используется, только в качестве вспомогательного узла, но в практике горной, когда необходимо навесить вертикальные или наклонные перила, его применяют. Навешивается толстая веревка. На человека надета система страховки, посередине пристегнут карабин. И в этот карабин для страховки, если он сорвется, вяжется этот самый прусик. Он вяжется из веревки более тонкой, чем идет на перила (например, из 6-ки). И при резком рывке узел затягивается и не дает слететь вниз.
Вспомогательные узлы.
Штык. Постоянно используется и в лагере (для привязывания оттяжек тента или тросика к дереву), и для привязывания судов, и т.д. Веревка обхватывает препятствие, нагрузочный конец кладется сверху и пропускается внутрь. Делается два полуштыка в одном направлении. Если знаете, что веревка будет затянута очень туго, то во второй полуштык лучше не пропускать веревку до конца, а сделать петлю, чтобы получился бантик. В этом случае узел будет прочным под нагрузкой, но развязать его, просто дернув за конец бантика, не составит никакого труда. Узел может ползти, поэтому при привязывании байдарок или катамаранов можно сделать не два, а больше полуштыков.
Маркировочный узел. Бывает так, что веревка очень длинная, и для перевозки ее хорошо бы забухтовать. Для этого набираем кольцами на руку и закрепить так, чтобы она не развязывалась. Для этого на одном конце делается петелька, а другим концом, который направлен навстречу, начинаем эту петлю обматывать так, чтобы получилось хотя бы 4-5 колец. Потом оставшийся конец пропускается в петлю, и она затягивается.
Совет: изучите книгу Балабанова «Узлы»