Александр Северин
Лекция прочитана в КВТ МГУ 26 ноября 2014 г.
Это лекция актуальна для тех, кто собирается в пеше-водные походы 4-6 категории сложности, которые предполагают пешую заброску. Она предполагает и физическую подготовку, и некоторые теоретические знания. Что же важно учитывать при подготовке к пешке?
Способы распределения снаряжения.
При предварительных сборах необходимо учитывать, что вы кладете в рюкзак, а что тащите в руках. Учитывая, что в рюкзаке вы несете достаточно много, то в руках, по-хорошему, ничего не должно быть. Но есть элементы водного снаряжения, как весла, дюралевые рамы от катамаранов и т.д. Если вы идете по открытой местности, то их можно повесить под обвязку. Они будут торчать вверх, но это не страшно. При этом иметь в руке весло, хотя бы одно, полезно. Некоторые люди для этого берут телескопические палки. Это очень помогает держать равновесие и иметь дополнительную опору, особенно при перемещении по горным тропам, осыпях, на бродах.
В непосредственной близости должна быть емкость с жидкостью. При пешем ходе человек потеет, теряет жидкость и постоянно испытывает жажду. Поэтому рекомендуется иметь с собой бутылку объемом 0,5 – 1 литр. Причем там должна быть не просто вода, а вода подсоленная или подслащенная, т.к. с потом выходит очень много соли, и солевой баланс нарушается. Очень неплохо идет спортивное питание, которое разводится водой и получается эмульсия. Она хорошо утоляла жажду, а всевозможные добавки – глюкоза, сахар, сухое молоко – еще поддерживали силы.
При укладывании рюкзака необходимо учитывать следующее: его необходимо уложить таким образом, чтобы как можно реже его полностью приходилось перебирать. Надо уложить все ненужное снаряжение поглубже внутрь, а все, что будете использовать – сверху, в зоне быстрого доступа. В том числе сверху должна находиться гидрозащита для рюкзака. Нужно, чтобы хорошо упакованный и удобно сидящий на вас рюкзак таким и оставался в течение пешего перехода, и чтобы на каждой стоянке его не приходилось полностью перебирать. Это потеря и времени, и сил.
Тактика движения на пешем маршруте.
Обычно движутся люди не в шеренгу, а в колонну. При пешей заброске вес рюкзака у мужчины – около 42 км, у девушек 25-30 кг. При передвижении по азимуту через все овраги и поваленные деревья необходимо с этим рюкзаком перелезать. В тайге пропиленных троп нет, и деревья могут лежать в 2-3 этажа. Тактика пешеходного перехода заключается в том, чтобы максимально дольше идти по дороге или тропе. Если вы теряете тропу – а это случается сплошь и рядом – лучше всего всей группой остановиться и сделать нормальную разведку и найти ее. Потому что если вы пойдете без тропы, то вы можете потерять время, силы и здоровье, потому что свалиться с бревна и напороться на сук – проще простого. Или вылезти по азимуту и упереться в осыпной склон, которую вы будете обходить полдня, вместо того, чтобы потерять полчаса на разведку и найти дорогу.
Тактика пешего перехода стандартная: какое-то время группа идет, после чего отдыхает. В среднем, пока есть силы в начале дня, переход длится 20-30 минут и зависимости от условий и веса груза; последующий отдых обычно около 5-10 минут.
Как распределять людей по колонне. Надо руководствоваться теми же принципами, что и в тактике движения походной колонны на судах: самые опытные люди идут впереди и в конце. Иногда получается, что собирается группа девушек, которым кажется, что у них легкие рюкзаки, и они убегают вперед от основной группы. А мужчины с рюкзаками под 50 кг, высунув языки, пытаются их догнать. И хорошо, если девушки свернут в нужную сторону и не попытаются погладить какого-нибудь медвежонка или лосенка. Поэтому не стоит неопытных людей пускать вперед.
Вперед должен идти человек, который знает маршрут, умеет ориентироваться и понимает, что у него за спиной идут люди, которым может быть тяжелее, чем ему. И он должен соизмерять свои силы с силами группы и выбирать наиболее оптимальный – то есть наиболее легкий! – вариант передвижения для всей группы. Понятно, что скорость движения группы зависит от скорости движения последнего человека – пока он не пришел, группа считается на маршруте. В середине должны идти самые слабые люди в группе. Они все равно будут отставать, поэтому за ними должен идти тоже сильный и опытный человек, который хорошо знает маршрут. И, в крайнем случае, если что-то произошло, он сможет догнать группу, чтобы привести помощь, и просто чтобы оказывать моральную поддержку самым слабым участникам.
Очень важно распределение усилий. Когда человек идет, ему тяжело. Важно не терять дыхание. Больше всего усилий и дыхания теряют при съеме и надевании рюкзаков. К этому процессу надо подходить очень аккуратно. Если поднимать тяжелый рюкзак с земли, то вы сразу теряете кучу сил. Необходимо предусмотреть подпорку для рюкзака (сначала поставить его на поваленное дерево, пень, камень…) или попросить других участников группы о помощи, чтобы закинуть рюкзак на спину. Важно не сбить дыхание и не потратить лишние усилия перед самой пешей частью.
Важно не играть в «последний вагончик». Это ситуация, когда самый слабый участник, запыхавшись, доходит до привала, и вся группа радостно вскакивает, мол, «вот он пришел – можно идти дальше» – они-то уже отдохнули. И ему с каждым разом тяжелее их догонять. Такую игру лучше не устраивать, потому что «последний вагончик» начинает звереть, бежит за группой и меньше обращает внимание на окружающую среду, что может привести к травматизму.
Основные препятствия и способы их преодоления.
- Завалы и отдельные деревья поперек тропы.
Лучше всего их обходить. Не рекомендуется вставать на завал в полный рост и спрыгивать с другой стороны. Можно сделать переползание со страховкой – первый, кто преодолел дерево, встает и помогает остальным. Когда перелезаете через дерево, нужно найти, на что опереться. Необходимо встать боком к бревну и наклониться вперед, опираясь при этом на палку или весло, и осторожно перелезать через дерево.
- Кедровый и березовый стланик.
Обычно в тайге это переплетенные между собой карликовые деревья, которые растут сплошником. Высотой они иногда доходят до 1,5 – 2 метров. Они очень любят делать переплетения около земли, получается своеобразная паутина из корней и ветвей. И если вы будете напрямик ломиться через стланик, то скорость передвижения будет около 2 метров в час. И вероятность сломать ногу выше 50%. Очень часто приходится через стланик прорубать тропу. Хороший темп передвижения по стланику с прорубанием тропы через него (причем это если тропа уже обозначена, просто успела зарасти после предыдущей группы) – 1,5 – 2 км в день. Сначала идут люди с пилой и топором, которые убирают наиболее толстые ветки. Приходится практически делать себе дорогу. Если есть возможность, лучше сделать разведку и обойти стланик вообще, что повысит безопасность вашего пути.
- Болота.
«Главное, не утонуть» (с). Обычно в водном походе народ в какие-то суровые болота не залезает, обычно это болота, которые вверху на перевале. Как правило, они не выше колена. Гораздо труднее идти по моховым болотам, по которым очень сложно передвигаться. Если есть тропа, нужно идти по ней, если нет – просто выбирать наиболее сухие места.
Главное, внимательно относится к своей обуви. Сохранить ботинки сухими обычно не представляется возможности. Часто с собой есть обувь для сплава, и некоторые люди на болотах и бродах переобуваются. Но все равно человек будет мокрым по колено, если не выше. Поэтому важны хорошие трекинговые ботинки, которые при намокании не будут разваливаться.
Нет смысла переобуваться перед каждым бродом или болотом. Лучше всего промокшие ботинки сушить на себе. Для этого необходимо после прохода по воде вылить воду из ботинок, отжать носки, после чего идти дальше. Носки будут забирать воду у ботинок, становиться влажными и так их необходимо отжимать несколько раз. В конечном итоге и ботинки, и носки останутся влажными, но не мокрыми. А уже на привале можно надеть сухие носки и сухие сплавные кеды, и отдохнуть. Кстати, в мокрых ботинках меньше шансов натереть ногу, и они будут разнашиваться под вашу стопу. Имеет смысл вечером посушить стельки и носки, и при неблагоприятной погоде просто погреть их около костра перед пешкой.
- Броды.
Если брод – это ручеек, который можно переступить или просто вода ниже колена, то тут нет никаких проблем. Используете какую-нибудь точку опоры – весло или палку – выбираете наиболее мелкие места без сильного течения, и переходите. При переправе весло необходимо упирать в дно рукояткой, и ставить его нужно выше по течению. В противном случае весло мало вам поможет, а при плохом раскладе вы можете его вообще сломать.
Если у вас начинается брод от колена и выше, то начинаются проблемы. Во-первых, нужно выбирать место брода. Если река разбивается на рукава, то легче перейти через несколько более мелких рукавов, чем дойти до их слияния и получить брод по грудь, который только переплыть можно. Во-вторых, если вы переходите речку, на которой есть пороги или шиверы, надо смотреть, где меньше скорость течения, чтобы не сбило с ног, и меньшая глубина. Если вы видели горную речку, то знаете, что за камнями обычно бывает улово – относительно спокойный участок воды. Можно двигаться от камня к камню. Не обязательно двигаться через реку напрямую – можно выбрать любую траекторию движения, которая будет максимально комфортна и безопасна.
Если у вас есть выбор между тем, пройти по неглубокому месту с высокой скоростью течения, или по месту с меньшей скоростью течения, но чуть глубже, рекомендуется все же выбрать участок с меньшей скоростью течения. Потому что велика вероятность, что хорошее течение вас просто собьет с ног. А если вас сбивает с ног, а на вас висит рюкзак, то это становится большой проблемой.
При достаточно серьезных бродах есть разные варианты перехода:
- Можно организовать переправу из бревен. Проблема в том, что бревна не всегда есть и не всегда ширина реки позволяет организовать такую переправу;
- Переправа из веревок. Тут свои сложности – необходимо иметь веревки необходимой длины, с ними нужно уметь работать, навешивать переправу достаточно долго, и сама по себе веревочная переправа не безопасна, особенно при неблагоприятных погодных условиях;
- Можно собрать катамаран и переправиться на нем. Особенно это актуально в паводок, когда пешком в реки просто лучше не соваться;
- Перейти реку вброд вдвоем или втроем, поддерживая друг друга. Но давление на человека, который оказался вверху по течению, несравнимо больше, чем на всех остальных;
- «Таджикская стенка» – кольцо из людей, которые, двигаясь по кругу и медленно продвигаясь вперед, постепенно пересекают реку. За счет того, что люби постоянно меняются местами, давление воды на них распределяется равномерно;
- Есть вариант, когда люди встают в русле реки и образуют своеобразную загородку, а за ними проходят остальные участники группы.
Выбор способа переправы, конечно, зависит от брода. Чаще всего девушки переходят реку с кем-нибудь в паре, чтобы их могли подстраховать, а мужчинам удобно ходить одним.
Подробнее о переправах смотрите в методических рекомендациях «Переправы вброд через водные преграды», разработанных В.Ф. Шимановским.
- Крутые травяные склоны.
Они встречаются достаточно часто. Нужно стремиться идти по тропам или каменистым участкам таких склонов, т.к. трава может быть сырой и поскользнуться на ней очень легко. Можно делать опору на весло или палки, ставя их выше по склону. Ногу следует стремиться ставить не на мысок, а всей стопой, чтобы было наибольшее сцепление с поверхностью, и использовать ранты ботинок для большей устойчивости. И важно стараться идти не прямо по склону, а зигзагами, повернув голову на склон. Следует использовать рельеф склона – например, камни – чтобы передохнуть, и по возможности избегать крутых участков склона над обрывами.
- Осыпи, снежники, скалы.
Снежники и скалы на пути у водных туристов встречаются не очень часто, зато осыпи («сыпухи») – постоянно. Скорость передвижения по осыпям очень маленькая. И лучше планировать передвижение по ним на первую половину дня, когда еще много сил. Осыпи могут быть различных видов (мелкая, средняя, крупная, комбинированная). Есть и второе деление – на живую и слежавшуюся осыпь. Наиболее безопасны для передвижения крупные или мелкие слежавшиеся осыпи. Живая осыпь – самая неприятная, там максимальная вероятность камнепада.
По осыпному склону идти следует или очень плотной группой, или наоборот – очень разряженной. Можно разбиться на небольшие компактные группы (3-4 человека), в каждой из которых должен быть опытный участник. Важно не идти одному участнику под другим, и не слишком растягиваться на склоне.
Ступать необходимо плавно и на полную ступню. Ставить ногу следует сильно вперед и чуть двигать эту мелкую сыпуху, образуя бугорок, на который можно опереться – таким образом осыпь утрамбовывается под ногой плавным нагружением. Необходимо стараться сдержать камни и не дать им набрать скорость. В случае же сдвинутого камня или камнепада необходимо сигнализировать всей группе.
Стоит опасаться камнепадов и очень осторожно ходить по осыпным склонам. У водников есть отягчающее обстоятельство – рюкзак, с которым особо не поскачешь, особенно по живой осыпи. Важно иметь в руках дополнительную точку опоры (весло, трекинговые палки и т.д.), и всегда смотреть, куда вы ставите ногу и насколько это место устойчиво.
Тактика конной заброски.
Упаковка груза.
Для конной заброски упаковка груза идет по другим правилам, нежели для пешей заброски. Вещи должны быть упакованы в специальные мешки, чтобы наружи не было лямок, утяжек и т.д. Лошадь просто идет через лес, и потом может оказаться, что рюкзак остался уже без ручек, лямок, стяжек, да еще и порван насквозь. Упаковывая вещи в специальные мешки, вы делаете груз более гладким, чтобы он не цеплялся за всевозможные ветки, и защищаете свой рюкзак.
Распределение груза.
Навьючивание лошади – это отдельный процесс. Лучше это делать под руководством опытных людей. Лошадь везет 2 большие упаковки с боков. Они должны быть одинаковыми по весу, чтобы ее не водило из сторону в сторону. Если лошадь достаточно молодая и сильная, то в принципе сверху можно навьючить еще небольшой рюкзачок.
Лошади ужасно не любят длинномерных вещей. Поэтому если у вас есть рама или каяк, то лошадь на себя их навьючить не позволит ни за что. В редких случаях наиболее спокойная лошадь еще может позволить навьючить наиболее короткую раму, но это скорее исключение. Так что длинномерные вещи вы будете нести сами, если не хотите, чтобы лошадь их сбросила и испортила.
Тактика движения с лошадью.
Основной груз едет на лошади. Помните, что когда вы идете с лошадьми, то временной интервал движения сильно меняется. Лошадь не может часто останавливаться, т.к. она потеет, а при остановке быстро начинает охлаждаться и может заболеть. Так что большого количества коротких остановок не будет. Вы должны идти за этой лошадью без остановок в среднем около 3 часов до обеда, может быть с минимально короткой остановкой. Дальше, чтобы лошадь отдохнула, нужно снять с нее весь груз, обтереть ее и дать ей минимум 2 часа на отдых и чтобы она успела попастись. Дальше опять – все вещи нагружаются на лошадь и идут до вечера в быстром темпе.
Правила безопасности при обращении с лошадьми.
При общении с лошадьми надо соблюдать технику безопасности. Потому что кусаются они очень больно, а копытом бьют еще сильнее. Поэтому если вы не ведете лошадь на поводу, то надо стараться идти от нее чуть подальше и соблюдать дистанцию.