Вернуться к Техника водного туризма

Паводковые реки

Леонид Вайсман

Лекция прочитана в КВТ МГУ 11 марта 2015 г.

Паводковые реки характеризуются значительным падением, узостью и извилистостью русла, а также большим количеством препятствий разного типа.

 

Падение.

Сплавные реки интересны тем, что имеют большой перепад высот, некоторые до 20 м на 1 км.

Примеры: реки Явань, Льняная.

 

Узость русла.узость

Все реки данного типа большую часть года маленькие, вялотекущие ручейки, притоки более больших рек. Только весной, в течение нескольких дней, когда идет интенсивное таяние снега, река становится достаточно полноводной и интересной для сплава и тренировок.

 

Извилистость реки.

извилЧем более старая река, тем больше она виляет (меандрирует).

Поток воды ударяется о неровные берега, дно и за счет этого, создается закрученный (турбулентный) поток воды, состоящий из струй текущих с разной скоростью и в разных направлениях, что сильно затрудняет управление судном.

Струя (стрежень потока)- это наиболее быстротекущая часть потока, которая идет по самому глубокому месту русла.

На паводковых реках струя всегда идет под высоким берегом. Если оба берега примерно одинаковой высоты, то отследить её можно по полосе пены, которая практически непрерывно тянется вниз по течению, виляя от одного берега к другому. Соответственно, двигаться лучше всего по струе ближе к середине реки, что позволяет экономить силы.

 

Препятствия.

Препятствия на паводковых реках находятся на всем протяжении реки, что держит в постоянном напряжении и требует в любой момент мгновенного принятия решений и четкого действия экипажа. Паводковые реки характеризуется как общими препятствиями, так и препятствиями особого типа:

 

Общие препятствия:

Прижим – это место на повороте реки где струя бьет в берег. В таком месте, если вовремя не совершить маневр ухода, судно прижимает струей к берегу и переворачивает. Если струя очень мощная то, иногда, она вымывает карманы (полости), попадание в которые опасно для жизни.

прижим

Обливняк – это различного размера и формы выступающие из воды, находящиеся на уровне воды или сразу под водой камни. На паводковых реках представляют большую опасность из-за узости русла и большой скорости реки.

обливняк

Валы и бочки – на ПР образуются камнями находящимися на уровне или неглубоко под поверхностью воды. Представляют опасность при неправильном заходе (лагом, т.е бортом) или при попадании на невидимый с воды камень.

валы

Способы прохода: Маневрировать. Если столкновения избежать не удается, то  стараться попасть на камень задней частью судна.

 

Препятствия завального типа.

  1. Кусты и многоствольные заросли деревьев по берегам и в воде.

Если байдарка попадает носом в берег и расклинивается, то течение мгновенно ломает ее.

полом

  1. Деревья или ветви деревьев наклоненные под углом к воде.

Опасны тем, что течение с огромной скоростью и силой давит на деку судна и по наклонной плоскости все глубже и глубже вдавливает в воду.

В итоге, 100% киль. Не попадать.

наклон

  1. Деревья поперек течения реки.

Если дерево находится на уровне или почти на уровне воды (как правило, обкатаны течением до блеска, во всяком случае, без острых сучков, но, иногда, бывают неприятные исключения). Проходятся на скорости, тут главное загнать судно как можно дальше на ствол, чтобы центр тяжести сместился за бревно, тогда враскачку или выбравшись на ствол, можно безболезненно столкнуть судно и продолжить движение.

дерево

Если дерево находится под углом через всю реку.Если один конец бревна достаточно высоко над водой, то возможен вариант пробраться или провести судно под высокой частью (как правило, требует маневра, чтобы попасть в нужное место, т.к. струя бьет в бревно). В противном случае – обнос по берегу или перекидывание через бревно.

дерево2

  1. Расчески.

Расческа – дерево с длинными ветками, упавшее поперек реки. Ствол над водой, а ветви опускаются в воду. Это крайне опасное препятствие.

расческа

Бывает двух видов:

  1. Лиственные деревья (например, береза или осина) в обычном состоянии довольно легко пробивается в месте, где ветви растут наиболее редко. Становится опасным при частичном промерзании (ветви становятся жесткими и смерзаются между собой, а при небольшой глубине смерзаются ещё и с дном);
  2. Хвойные деревья, очень опасны тем, что практически всегда имеют большое количество торчащих и обломанных ветвей, очень жестких и острых.

расческа2

Стратегия прохождения этих препятствий такова: если нет возможности зачалиться, выбирается наиболее свободный проход и судно на скорости направляется туда. Матрос нагибается вперед и наклоняет голову, закрывая каской лицо и грудь, весло кладется вдоль байдарки. Матрос ни в коем случае не должен хвататься за препятствие (разрешается проталкивание судна вперед руками) схватиться за бревно и остановить судно может только капитан, когда большая часть байдарки прошла за препятствие.

Поворот судна лагом (боком) на течении около такого препятствия – это однозначный киль (переворот) с непонятными последствиями.

  1. Завалы.

Завалы – это нагромождение, пригнанного водой, растительного материала, непроходимое или частично проходимое для судна. Как правило, имеет черты всех вышеперечисленных препятствий в энном количестве.

завал2

Если завал через всю реку, то необходима экстренная чалка на берег с последующим обносом.

завал

В случае киля, не выпуская весло (если совсем уж безнадега, то весло тоже бросается), как можно быстрее забраться на завал (не дать затащить себя течением под него). Потом, оценив ситуацию, заниматься спасением судна.

Если завал частичный, то есть возможность, с помощью маневра, пройти между ним и берегом.

  1. Ледяные припаи.

Прохождение паводковых рек приходится на период март – май. Поэтому, бывают ситуации, когда лед по берегам реки полностью не сходит.

Наледь с острыми краями, сползающая в воду, называется припаем.

лед

Они опасны:

  1. Острыми гранями. В случае контакта борта судна на скорости, нередко обеспечивает резаные дыры вдоль всего борта;
  2. Если уровень воды резко падает, то под наледью образуется карман, который, при попадании в него, действует также как и наклонные деревья.

 

Техногенные препятствия.

Перелазы. Каждый год местные жители строят из бревен «переходы» через реки. Во время паводка они на уровне воды или чуть выше. Обнос.

Тросы. Частенько бывают натянуты на высоте от 0.5м до 2м, непонятно для чего. Требуют внимания.

мостМостки. Встречаются в населенных пунктах: для стирки, причаливания, рыбной ловли. Обходить осторожно.

Заборы. Отгораживают частные владения и спускаются к самому берегу, но, во время паводка, частенько оказываются в воде чуть ли не на самой струе. Обходить на расстоянии.

Сети. Скорее мотки капроновых нитей и веревок. Не попадать.

Трактора, бороны и т.д. Опасны торчащими ржавыми железяками. Обходить с осторожностью.

Бетонные трубы. Разного диаметра, предназначены, изначально, для дренажа (слива воды). Непроходимы. Обнос.

мост2Бетонные опоры мостов. Опасны тем, что вокруг них сооружаются бетонные, а часто комбинированные (с металлом) защитные площадки (отсекатели). По мере разрушения появляется некоторое количество торчащей в непредсказуемых местах арматуры- опасны для судна. Не приближаться вплотную.

Старые мосты. От деревянных опор мостов остаются пеньки, нередко с гвоздями, иногда сразу под поверхностью воды и, соответственно, не видны. Можно отследить по цепочке более высоких собратьев, торчащих ближе к берегу или по водяному языку, расходящемуся от препятствия.

Старые плотины. Перепады уровня воды разной высоты и крутизны, как правило, забраны в бревна в виде створов или в бетон (более поздние). Опасны забившимися бревнами, торчащей арматурой. Требуют просмотра и, возможно, обноса.

 

Общие правила сплава.

  1. На всем протяжении маршрута впереди идущий экипаж передает криком по цепочке предупреждения о препятствиях остальным.
  2. В случае экстренной чалки, один человек встает на берегу и сигналит руками и голосом другим экипажам куда чалиться. Другой – помогает причаливать.
  3. Чалиться только против течения. Делается это для того, чтобы погасить скорость.
  4. При резком развороте судна держать равновесие – есть опасность закусывания на совмещении струй (для байдарок).
  5. Всегда!!! За препятствие берется тот в экипаже, кто находится выше по течению.

 

Добавить комментарий