Вернуться к Официальные документы

Оценка трудности водных препятствий

Категория трудности
Характеристика препятствия
Характеристика линии движения

 

С января 2016 г. введена новая классификация туристских водных маршрутов.

 

1 к.с.

Легкое препятствие. Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы. Характерны для маршрутов I к.с. Не требуется выбора линии движения и разведки.

2 к.с.

Простое препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, завал, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. ОП маршрутов II к.с.

3 к.с.

Препятствие средней трудности. Несложный локальный порог (шивера) с локальными сливами и валами со спокойным участком на выходе, протяженные каменистые шиверы с валами. Уклон и скорость течения невелики. ОП маршрутов III к.с.

Линия движения видна с воды, легко выдерживается.

4 к.с.

Сложное препятствие. Протяженная сложная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами 1-1,5м, каньон, щеки с преп. 3 к.т., каскад порогов. Имеются места для причаливания. ОП маршрутов IV к.с.

Линия движения с воды не просматривается или неявно выражена, рекомендуется разведка, страховка.

5 к.с. 

Очень сложное препятствие. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные «бочки», сливы и валы до 2 м. Сильный прижим, каньон с препятствиями IV к.с. Препятствия следуют друг за другом и образуют каскады. Порог-водопад до 2-2,5м. Места для причаливания ограничены и заход в них затруднен. Возможна организация страховки. Возможна аварийная ситуация. ОП маршрутов V к.с.

Линия движения не очевидна и сложна. Ее выдерживание требует грамотной и энергичной работы экипажа. Необходима разведка, страховка.

6 к.с. 

Сверхсложное, опасное препятствие. Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий V к.с. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Аварийная ситуация может иметь крайне тяжелые последствия. ОП препятствие маршрутов VI к.с.

Линия движения не очевидна, сложна, иногда не просматривается. Преодолевается на пределе возможности судов. Проходится после тщательной разведки и со страховкой, для которой часто требуется горная техника.

6* к.с.

Сверхопасное препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья…). Характерно для маршрутов-первопрохождений VI к.с и маршрутов экстра-класса.

Имеет единичные случаи прохождения.

Примечание:
В лоциях и технических описаниях препятствий указывается категория их трудности.


Таблица 2.
Требования к категорийным маршрутам по протяжённости и продолжительности.

Виды туризма и характеристики маршрутов
Категории сложности походов
I
II
III
IV
V
VI
Продолжительность маршрута в днях(не менее):
6
8
10
13
16
20
Протяженность маршрута в км (не менее):
Пешеходных
130
160
190
220
250
300
Лыжных
130
150
150
210
240
300
Горных
100
120
140
150
160
160
Водных
150
160
170
180
190
190
Велосипедных
300
400
500
600
700
800
Мотоциклетных
1000
1500
2000
2500
3000
Автомобильных
1500
2000
2500
3000
3500
Парусных
150
200
300
400
500
Конных
150
200
300
Количество пещер для спелеопоходов
1
1-2
1-2
1-2
4-5
5

 

1. Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку, а также запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.

2. Нормативная протяженность похода принимается как минимальная, ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25% по сравнению с указанной в таблице 2 при существенном увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

3. Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов — не менее двух наиболее трудных перевалов).

Радиальным выходом в походе считается небольшой относительно всего маршрута, участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути) засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.

4. Маршруты походов должны быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без необходимости пребыванием в населенном пункте.

В случаях связки участков маршрута (рек, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует большему освоению региона группой.

К.с. такого маршрута определяется исходя из минимально необходимого количества ОП для данной к.с. данного вида туризма, а также с учетом ОФ туристского района (при этом количество ОП препятствий может быть увеличено по сравнению с тем, которое приведено в ПЭМ для соответствующего региона).

Категория сложности такого маршрута определяется минимально необходимым количеством определяющих препятствий соответствующей категории трудности с учетом ОФ, например географического региона.

5. Если у МКК, выпускающей группу, есть сомнения в оценке сложности маршрута, то в маршрутных документах может быть указан диапазон оценки (например, III-IV к.с.) с записью, что окончательное категорирование похода будет произведено после рассмотрения отчета. Если выпускающая МКК не имеет соответствующих полномочий выпуска на данный маршрут, то документы отправляются в вышестоящую МКК.

6. При выпуске на маршруты, включающие участки первопрохождений, к участникам группы могут быть предъявлены дополнительные требования по опыту, а категория сложности маршрута оценивается после рассмотрения отчета, при этом категория сложности в отдельных случаях может быть увеличена на единицу.

7. При выпуске на маршрут учитывается опыт прохождения категорированных ЛП, пройденных в комбинированных маршрутах.

8. При оценке категории сложности маршрутов МКК может принять иные решения относительно протяженности и продолжительности с учетом количества ОП, ПОП и ОФ.

Добавить комментарий