Вернуться к Валдай и Подмосковье

Лыжная сотня (Дмитриевская)

5-е место на Дмитриевской сотне на лыжах с насечкой

 

Автор отчета – А. Савватеев

ОТДЕЛЬНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ объявляется Саше Тонису, который (а) приютил меня в своём доме в 100 метрах от платформы Дегунино, таким образом впервые в жизни дав мне выспаться перед 100-километровым пробегом, (б) напарафинил концы лыж так, что хватило почти на 2/3 пути, (в) починил крепление и (г) помог в него засунуть новую резинку (а старая, зараза, потерялась).
ТАКЖЕ БЛАГОДАРНОСТЬ объявляется команде Михаила Афанасенкова, которая устроила столь неожиданные и желанные питейные пункты в середине первого и третьего этапов.

НУ И КОНЕЧНО ЖЕ, нашей замечательной группе поддержки, обеспечившей костёр и питание !

Что это такое: 32, 20, 8, 20, 4, 8, 17, 45, 5? (Ниже ответ.)
———————————————————-

…»Ах, так!» — воскликнул Тур Хейердал. «Значит, вы не верите, что эти племена пересекли океан на                                     плотах из толстенных брёвен? Так мы вам докажем это, собственноручно повторив их перемещение!» …

Год назад, сотенный пробег. Изнемогая от усталости, я ковыляю к тому месту, где ещё пару часов назад был сотенный костёр. Более того, брёвна ещё дымятся, люди ушли буквально только что. Время 21:20, что-то в этом роде. Темень и безнадёга. Абсолютный антирекорд всей жизни, 100 километров за 13 часов 13 минут. Я понял: так жить нельзя. Что-то есть такое в смазывании лыж, что несовместимо с моей человеческой природой. Например, это что-то — тот факт, что в -10 и ниже у меня безнадёжно мёрзнут руки, и всё равно на лыжне ничего смазать не получается. Да и вообще, каждый для себя выбирает, что ему по душе: кататься на лыжах, или их непрерывно подмазывать. Я вот, скажем, люблю именно кататься. И решил я тогда: заведу себе лыжи с насечкой.

…Когда я в первый раз пришёл в группу со своими новыми лыжами, большинство моих собратьев либо смеялись, либо посматривали на лыжи с явным неодобрением: «Ну что ты с этой насечкой сделаешь на длинном маршруте? Измучаешься, да и только!» Или: «Такая идея уже была, и от неё отказались. Мази гораздо чувствительнее к изменениям погоды, а насечка всегда одинакова и груба.»

…Всё складывалось лучше некуда. Русская зима, так долго запрягавшая в наших краях на заре своих полномочий, наконец вошла в фазу быстрого роста снежного покрова, обильных снегопадов. Снег шёл временами в течение всей недели, а в субботу он повалил. Свежий снег при 0 градусов — что может быть хуже для лыжника? Никакие мази не работают, вперёд лыжи тупят, назад отскальзывают. Природа явно решила помочь мне в моём приступе упрямства. …Вечером я поехал ночевать к Саше Тонису, но предварительно встал на весы. Кошмар!!! 72 килограмма, да такого уже несколько лет не было! Откормили, как свинью на убой. Всё, надо сбрасывать этот лишний вес…

Уже спустя 5 минут стало ясно, что я не прогадал: на первом же подъёме обогнал около половины группы (все предыдущие годы весь первый этап я плёлся в самом хвосте). Помимо насечек, я применил «ноу-хау»: недавно у меня оторвался темляк от палки, и одновременно с этим я продумывал механизм торможения лыж (как вверх, так и вниз) на предстоящем мне Хамар-Дабанском марафоне. Я сложил 2+2, и опробовал оторванный темляк: надевал его на правую лыжу на подъёмах. Чтобы темляк не соскальзывал вперёд, привязал его верёвочкой к ноге. Вышло отлично! Парафин нёс лыжи вперёд — они скользили как по маслу, а назад не проскальзывали: насечка. Первый этап я уже преодолел за рекордное для меня время (около 3:30), и обнаружил на костре всю головную часть группы! Только Иннокентий Шниперсон уже отправился тропить петлю. Надо сказать, что в последние годы я стал очень чувствителен к холоду — при мало-мальски низких температурах к концу дня я полностью теряю тепло (обратная сторона медали моего телосложения!), и на бег уже нет сил. А в 0 градусов у меня достаточно высокий КПД. Вчера для меня были просто идеальные условия. Петлю я обхватил одним махом, оставив на костре не только напузную сумку, но и ветровку. Опять рекорд жизни: время прохождения петли 2 часа 45 минут! Ну и, наконец, последний этап. Вперёд ушли те трое, которые тропили петлю — ну это совершенные монстры! — а также Тадеуш и Олег Волков. Вообще вся группа выглядела помятой и измождённой. Я сам подустал, конечно, тоже, но из-за значительной экономии сил на подъёмах (а ведь суммарный набор высоты у нас 1300 метров!) чувствовал в себе ещё довольно много запала и энергии. И я понёсся. Через километр я обошёл Олега, который готовился мазать лыжи. Я напирал изо всех сил: другого шанса удачно выступить, я уверен, мне в жизни уже не представится никогда. Слишком много обстоятельств должно для этого удачно сложиться вместе! На повороте Раковской Т-шки стоял Афанас и его друзья, они всех фотографировали и поили чаем. Я его сначала даже не узнал, только потом понял, что это был он — Миша, извини! В какой-то момент впереди замаячил человек — как потом выяснилось, это был Тадеуш. Но я и так шёл на абсолютном пределе своих физических возможностей, исправно держа 10 километров в час уже безо всякого скольжения (парафин, увы, успел сойти). На каждом поле я опасливо оглядывался назад — не бежит ли кто? Однако преследования не было (точнее, оно было, но всё-таки на некотором отдалении). На финишный костёр я пришёл в 17:57, пришёл пятым, и установил личный рекорд: прошёл 100 километров менее, чем за 10 часов! Если быть точным, то за 9:50. Через минуту прибежал Олег Волков, а ещё через две минуты — Стас Погорелов. Не зря я так нёсся всю дорогу!

————————————————————

Последовательность, приведённая выше, это взятые по памяти результаты моих выступлений на сотне (там вкрапления Сафроновской сотни, а некоторые результаты Дмитриевской забыты). 45 — это год назад, мой страшный позор, пятое место с конца среди дошедших. Теперь вот пятое сначала, а через год запросто может опять быть какое-нибудь 40-е. Потому что я уже не встану на обычные лыжи! Я вчера поменялся с Сашей Тонисом лыжами после финиша. Мне непонятно, как на них вообще можно сделать хоть один шаг! В общем, видимо, этот этап лыжного развития для меня завершён. Пусть буду плестись в хвосте при -15, но останусь верен своей идее — лыжи не должны проскальзывать назад, они должны быть с насечкой! Сегодня утром еле встал — ноги болят впервые за несколько лет! Это хорошо, это значит мышцы растут. Я задумался — откуда всё-таки вчера нашлось столько сил? Мне кажется, самым важным кирпичиком здесь является тот факт, что я нормально выспался. Саша Тонис, спасибо тебе огромное за приют !!!! …. встал утром на весы. Всё хорошо. 68 килограмм. 4 килограмма оставил на вчерашней лыжне, ура !!!!

16.02.2009.