Вернуться к Урал

Манарага-Косью, 2013 г.

Район похода: Приполярный Урал

Вид туризма: пеше-водный

Категория сложности: водная часть – 3 (третья) КС, пешая – н/к с элементами 1 (первой) КС

Нитка маршрута: Инта – база Желанная (авто) – пер. Кар-Кар (пешком) – г. Народная (радиальный выход) – точка слияния р. Манарага и р. Олений (пешком) – р. Манарага (сплав) – г. Манарага (радиальный выход) – р. Косью (сплав) – станция Косью

Протяженность маршрута: пешая часть – 30 км, сплавная часть – 195 км

Количество участников: 9 (девять) чел.

Средства передвижения: четыре двухместных катамарана, надувной каяк “Каньон-1”

Уровень воды: низкий

Сроки проведения: с 18 июля по 5 августа

Продолжительность активной части: 14 дней

ФИО участника Туристский опыт Обязанности
Гарбуз Давид Григорьевич Бол. Зеленчук-Теберда-Кубань (3У), Тумча (3У), Малка (2У), Бол. Инзер-Мал. Инзер-Лемеза (3Р) Руководитель, медик

Кат-2А, капитан

Димиева Айгуль Айратовна Кереть (3 У) Кат-2А, матрос
Канатников Дмитрий Владимирович Малка (2У), Балбанью-Кожим, 3У Кат-2Б, капитан
Сюткина Таисия Александровна Малка (2У), Балбанью-Кожим, 3У, Кереть 3У Кат-2Б, матрос
Парамонов Александр Викторович  Бол. Инзер-Мал. Инзер-Лемеза (3У) Рыбак

Кат-2 В, капитан

Мосолова Дарья Олеговна Малка (2У), Кереть 3У Кат-2 В, матрос
Павлик Сергей Владимирович Малка (2У), Охта 3У Кат-2 Г, капитан
Кулдошина Ольга Охта 3У Завхоз

Кат-2 Г, матрос

Колобков Дмитрий Сергеевич Бол. Инзер-Мал. Инзер-Лемеза (3У) Реммастер, рыбак

Каньон-1


Определяющие препятствия маршрута:

– на пешей части крупнообломочные курумы, перевал Кар-Кар (1А), броды истоков Балбанью и Манараги: самостраховка веслом или трекинговыми палками

– на сплавной части пор. “Олений” с входной и выходной шиверами – н/к (в нашу воду непроход, сплошная проводка), пор. “Труба”, шиверы “Каскадная”, “Кедровая”, “Аккорд” (3 КС): пор. “Труба” – просмотр, остальные – сходу

Цели и задачи мероприятия:

– прохождение классического пеше-водного маршрута по Приполярному Уралу, посещение высшей точки Уральского хребта – г. Народная (Народа)

– повышение спортивно-туристской квалификации участников

– тренировка и слаживание группы перед походом на Плато Путорана

Материалы по маршруту:

http://zundercom.narod.ru/trips/canoe/1507kosju_otchet.html – подробнейшая лоция с GPS-привязками и отличный фотоальбом

http://www.moominclub.ru/report-manaraga.htm – много информации о том, что и как НЕ НАДО делать, в частности на пешей части маршрута

Варианты заброски/выброски, аварийные варианты выброски, контакты: см. отчетhttp://www.moominclub.ru/report-manaraga.htm

Подготовка похода

Данный маршрут был выбран как тренировочный перед запланированным на следующий год походом на Плато Путорана. Приполярный Урал оптимально подходил для такого выбора по следующим пунктам:

– сходные широтное расположение и климатические условия

– сходные рельеф и характер препятствий на пеших участках маршрута, наличие протяженной пешей части

– полная автономность группы на маршруте

Пешая заброска требовала оптимизации снаряжения и раскладки по весу. Дополнительно вопрос веса усложнялся отсутствием катамаранов-четверок и большим количеством девушек в группе. Кроме того, одна из двоек (кат “Буратино” производства фирмы “Аква-спорт”) весила ровно 20 кг даже после замены штатных баллонов из прорезиненного капрона на более легкие из чернухи. Идти на катах-двойках решили из опасения низкой воды, при которой сплав на четверках может стать затруднительным. Забегая вперед, следует сказать, что уровень воды оказался много ниже ожидаемого, так что выбор двоек, а не четверок, оказался оправданным. Отсутствие леса на протяжении всей пешей части маршрута (минимум три ходовых дня) требовало наличия газа и газовых горелок. В результате расчетный вес рюкзаков удалось ограничить 38 – 40 кг на мальчика и 26 кг на девочку (правда, девочки в результате не уложились в эти цифры за счет избытка личного снаряжения, так что некоторых из них пришлось разгружать на маршруте). Вес раскладки составил 420 – 430 г на чел. в день, в надежде на добавку за счет рыбалки на водной части маршрута.

График движения

День (дата) Участок пути Расстояние, км Чистое ходовое время, ч Способ движения Препятствия
1-3

(18 – 20 июля)

г. Москва – пос. Инта поезд
3 (20 июля) пос. Инта – база Желанная

база Желанная – 1.5 км ниже слияния истоков Балбанью

210

 

15

5.5

 

6

автотранспорт

 

пешком

 

броды ручьев – притоков Балбанью

4 (21 июля) до оз. Бублик

 

 

радиальный выход на г. Народная

6

 

 

10

3.5

 

 

5

пешком

 

 

пешком

Брод р. Балбанью, курумы

курумы

5 (22 июля) до места начала спуска в долину р. Манарага 2 3.5 пешком перевал Кар-Кар, курумы
6 (23 июля) до места стапеля напротив слияния р. Манарага и р. Олений 7 4 пешком броды истоков Манараги
7 (24 июля) дневка
8 (25 июля) до пор. Олений 3 4 сплав пор. Олений (проводка)
9 (26 июля) до слияния рр. Манарага и Косью 12 4 сплав шиверы (частично проводка)
10 (27 июля) дневка

радиальный выход на г. Манарага

 

10

 

4

 

пешком

 

11 (28 июля) 2 км выше устья р. Капкан-Вож 55 7 сплав пор. Труба, шиверы Каскадные
12 (29 июля) капитальная стоянка в 13 км ниже устья р. Капкан-Вож

радиальный выход к оз. на высоте

20

 

 

10

3

 

 

4

сплав

 

 

пешком

шиверы Кедровая, Аккорд

13 (30 июля) остров в 2 км выше устья р. Ошъель 50 7 сплав шиверы
14 (31 июля) до острова в 1 км ниже скалы Красный Камень 35 6 сплав
15 (1 августа) дневка
16 (2 августа) в 12 км выше моста станции Косью

до станции Косью

10

 

2

2

 

0.5

сплав

 

пешком

 

болотина

16 – 17 (2 – 3 августа) До Печоры 2 поезд
17 – 19 (3 – 5 августа) Печора – Москва поезд

 

Дневник похода

Стартовали из Москвы 18-го июля вечером. Паровоз прибыл в Инту в 7.00 20-го июля. Наш координатор заброски, широко известный в узких кругах Геннадий Коковкин, уже ждал нас с разрешением на посещение нацпарка “Югыд-Ва” в руках и автомобилем “Урал” с водителем на площади перед станцией. Быстро покидали в кунг рюкзаки, загрузились сами и тронулись. Ехали немногим больше 5-и часов. Качество дороги к базе “Желанная” значительно улучшилось по сравнению с 2011-м годом: закончились работы по прокладке очередного глобального газопровода. Тогда даже мощный “Урал” здесь еле полз, раскачиваясь на глубоких, нарытых вездеходами колеях, как корабль в бурю, а теперь едем с ветерком. На переправе через Кожим построено несколько гостевых коттеджей, чувствуется, что нацпарк берется за организацию туризма с размахом. На подъезде к Балбанью дорогу в нескольких местах размыло прошедшим недавно ливнем, объезжали по правому берегу Балбанью, по какой-то заброшенной колее. Все равно прибыли на место достаточно рано, в районе 13.00, так что в нашем распоряжении оказался по сути полный ходовой день. Перекусили на правом (орографически) берегу озера Большие Балбанты, встали под рюкзаки и двинулись по старой вездеходной колее. Вскоре вышли на режим: 30 – 35 мин хода + 10 – 15 мин отдыха. Идем быстро. Вскоре после старта прошел сильный дождь, вскоре сменившийся мелкой моросящей дрянью, которая с перерывами продолжалась до самого вечера. Миновали озеро Малые Балбанты. Периодически встречаются заболоченные участки и небольшие ручьи. Броды простые. Встали в 21.00 не доходя полутора километров до слияния левого и правого истоков Балбанью. Вокруг тундра, топлива нет. Готовим на газу. Саша Парамонов пошел на Балбанью со спиннингом и принес довольно крупную форель, которая тут же была засолена и съедена. К ночи распогодилось. Отбой около 1.00.

21-е июля. Проснулись в 5.00 утра, разбуженные жарой. Солнце палит нещадно, никаких укрытий в тундре, конечно, нет. Пооткрывали палатки, поспали еще часа два. В конце концов не выдержали даже самые стойкие и сонные. Быстро приготовили завтрак, собрались, в начале одиннадцатого вышли.

Погода как в Африке. Из мониторинга данных Гидрометцентра и разговора с Г. Коковкиным знаем, что такая погода стоит здесь уже две недели. Хорошей воды в реках ждать не стоит. Лето 2013-го года войдет в историю как одно из самых сухих и жарких на всем Севере. Единственный плюс – гнуса практически нет. Высох. Пыхтим под рюкзаками, переходим Балбанью, движемся к озеру под перевалом Кар-Кар (озеро “Бублик”). Сначала продолжается старая вездеходная колея, потом уходит направо, в долину Лимбекою, и вскоре начинается малоприятная крупнообломочная морена на заметном подъеме почти до самого озера. Вокруг шарахаются туда-сюда толпы горников. Отряды, орды, дивизии горников. Многие в касках и при прочих атрибутах. Но водников пока не встречаем, что нас скорее радует – не будем толкаться локтями на Манараге.

Доходим до бывшего ледника Балбан – от него практически ничего не осталось, растаял, образовав симпатичное озеро в скальном цирке (фото 1). Вообще снега вокруг вопреки ожиданиям почти нет. Все растаяло после двух недель непрерывной жары. К 15.00 доходим до озера. Обед, установка лагеря, купание и короткий отдых, в 18.00 выдвигаемся покорять Народную.

IMG_9468

Фото 1. Озеро на месте растаявшего ледника Балбан.

Подъем сначала по снежникам в неглубоком кулуаре (фото 2), потом по сыпухам. Идем медленно, добираемся до вершины только к 22.00. Вот она – граница Европы и Азии (фото 3). Возле тура на вершине – щит и меч, занесенные сюда сумасшедшими горниками (фото 4). Полюбовавшись видами, в темпе бежим назад в лагерь. Холодает, поднимается ветер, особенно пронизывающий после дневной жары. Натягиваем на себя предусмотрительно взятые свитера, ускоряем темп. Приходим в лагерь около часа ночи. Быстрый ужин, надцать грамм для сугреву, здоровый сон на камнях.

_ 005

 Фото 2. Снежник на подъеме к Народной.

_ 012

Фото 3. Между Евр- и Азией.

IMG_5103

Фото 4.

22-е июля. Подъем в 8.00. Солнце жарит. У одной из наших девочек температура – последствия вчерашнего купания и экскурсии на Народную по холодку. Решаем как быть. Отсюда еще можно ценой потери двух суток эвакуироваться обратно на базу “Желанная” и уехать оттуда на попутной машине. После перевала эвакуация будет тяжелее в разы. Решаем все же идти дальше. Кормим пациентку аспирином с витамином С, разгружаем ее рюкзак килограммов на 7, решаем перепрыгнуть перевал и встать сразу за ним на первом же удобном месте.

На перевал поднимаемся быстро, а вот спуск – с тяжелыми рюкзаками, по крутому, близко к 45-и градусам, покрытому сплошным крупнообломочным курумом склону – дался куда тяжелее (фото 5, 6). Хорошо, что дождя нет: по мокрым камням спускаться было бы куда веселее. Перевал и курумники перед перевалом и после него оцениваются как препятствия 1 КС.

DSCN0202

Фото 5. Подъем на Кар-Кар.

IMG_9564

Фото 8. Букашки на спуске.

После спуска двое купаются в маленьком озере, расположенном прямо под перевалом, после чего идем в направлении долины Манараги в поисках стоянки. Под перевальным склоном – сплошной курум, некоторые камни по паре метров в обхвате, карабкаться здесь с рюкзаками – удовольствие ниже среднего. Стараясь избежать движения по куруму, забираем левее, удаляясь от склона перевала – при выбранном направлении линия движения проходит по моховой полке. Пересекаем ее и выходим к кулуару, по дну которого протекает один из ручейков – истоков Манараги. Склон крутой, явно больше 45-и градусов, покрыт все теми же крупными глыбами. Спускаемся, в какой-то момент снимаем рюкзаки, передаем их вниз по цепочке, слезаем налегке (фото 9). Лучше двигаться вдоль склона кара (перевала), невзирая на курум, выходя к озеру, обходить его с севера и уже потом начинать спуск в долину. Около озера есть место под палатки, и большинство групп стоит там. Мы же, спустившись в кулуар, встали на небольшой травянистой полянке немного ниже озера. Полянка сухая, но в более водный год может оказаться заболоченной. На преодоление перевала у нас ушло около трех часов. В принципе, если бы не недомогание одной из участниц, можно было бы продолжить движение и попытаться в этот же день дойти до места стапеля. Но поскольку в график мы укладывались, было решено сделать полудневку. Заметили, что количество горников за перевалом снизилось в разы.

IMG_9575

Фото 9. Неожиданный спуск.

После обеда провели разведку спуска в долину Манараги. Первые метров двести – продолжение курума, дальше – травяной склон с отличной тропой. При возвращении в лагерь вымокли под внезапно налетевшим коротким грозовым ливнем. До вечера развлекались в лагере, пели под гитару, кое-кто ходил на руках, видимо, после двух с половиной дней активного пешего хода уже ноги не держали. Отбой около 23.00.

23-е июля. Погода стабильно жаркая. Девушка, недомогавшая вчера, оправилась. Спускаемся к Манараге. Почти все ручьи-притоки пересохли. Основные истоки текут, но воды по щиколотку. Понимаем, что стапелиться надо не выше места впадения р. Олений. Идем по набитой тропе. Все устали, сильно растягиваемся. Постепенно тундра сменяется парковым лиственничным лесом. Приходят тучи, обещая дождь. Наверное, первый поход на моей памяти, когда все ждут дождя как манны небесной: русло реки представляет из себя россыпи камней, между которыми вода течет ленивыми струйками. Что-то начинает моросить, но продолжается это недолго. Ветер устойчиво южный. Понимаем, что нормального сплава по крайней мере на Манараге у нас не будет.

Переходим ручей Олений, вскоре добираемся до одноименного балка. Жуткая гнилая развалина. Вокруг – заросли мокрых кустов, из которых вылетают стаи гнуса, пришедшего в себя после дождя. Обычно все группы стапелятся где-то здесь, но нам это место решительно не нравится. Решаем пройти немного дальше. В результате переходим Манарагу вброд и встаем на левом берегу, на обширной ягельной поляне. Видим оленя, но сфотографировать его не получается, он резво убегает в лес. Отсюда неплохо видна гора Манарага, выглядывающая из-за ближнего кряжа (фото 10). Встаем на стапель. Отбой.

IMG_5342

Фото 11. Вид на г. Манарага со стапельной поляны.

24-е июля. Дневка, стапелим каты. Погода прежняя. Под вечер – короткий ливень.

25-е июля. Сегодня по плану – прохождение порога “Олений”. Встаем на воду и сразу же выясняется, что сплав при таком уровне воды невозможен. В принципе, это и так было ясно. Даже на каяке плыть не получается. В результате девочки налегке идут по берегу, а мальчики проводят груженые каты. Быстро вырабатываем способ движения: ведем кат перед собой, идя между баллонами и держась за кормовую поперечину или ручки баллонов (фото 11). Жаркое солнце, теплая вода – курорт.

DSCN0372

Фото 11. Проводка катов по Манараге.

Добираемся до порога. Сплошной непроход (фото 12). Просматриваем, пару сливов проходим самосплавом (фото 13). Обносим рюкзаки, потом проводим каты. Встаем на ночь на полке правого берега в конце порога. Поднимаемся на высокий обрыв ниже по течению – виды потрясающие (фото 14). Рыбаки идут на промысел и приносят несколько десятков небольших форелек. Жарим их на крышке от кана, употребляем под надцать граммов. Засиживаемся за час ночи.

IMG_5419

Фото 12. Порог Олений.

IMG_5384

Фото 13. Купание в Оленьем.

IMG_5480

Фото 14. Манарага с обрыва за пор. Олений.

26-е июля. Сегодня надо дойти до стрелки с Косью – это порядка 10-и км. Погода прежняя. Манарага после Оленьего порога превратилась в крутопадающий ручей, пробивающийся между здоровенных глыб (фото 15). Тактика движения та же, что и вчера – девочки по берегу, мальчики проводят груженые каты. Находим намотанную на здоровенный обливняк палатку фиолетового цвета, задаемся вопросом, не следы ли это аварии группы Zundercom (http://zundercom.narod.ru/trips/canoe/1507kosju_otchet.html)? Через пару километров река немного выполаживается, местами удается брать девочек на борт и некоторое время плыть. Но ближе к стрелке уклон снова увеличивается, начинаются мели и непроходы. Снова сплошная проводка, даже для каяка. Добираемся до стрелки к 16.00, встаем на левом берегу в островке елового леса, замученные в корень.

DSCN0449

Фото 15. Продолжение проводки после пор. Олений.

Обедаем, рыбаки расхватывают спиннинги и убегают на ловлю. К вечеру у нас есть десяток хариусов (фото 16). Делаем уху, часть засаливаем с целью завтра закоптить. Решаем устроить дневку и провести экскурсию на Манарагу. Обычно восходители поднимаются на восточную вершину, подъем на нее не требует скалолазания. Но для этого надо делать лагерь, не доходя километров 5 – 6-и до стрелки, а для нас это не рационально по времени. В принципе, как оказалось впоследствии, мы вполне могли пожертвовать одним днем и подняться на восточную вершину. От нашего лагеря ближе всего оказывается западная вершина, более крутая, подъем на нее требует некоего альпинизма. Решаем, что дойдем до подножия зубца, а выше не полезем. Едим уху и сашими из хариуса, отползаем ко сну около 24.00.

IMG_5561

Фото 16. Улов.

27-е июля. Выходим на Манарагу впятером, четверо остаются ловить и коптить рыбу. Переходим вброд р. Манарагу, проходим немного вниз по Косью до балка “Манарага”. Балок в лучшем состоянии, чем “Олений”. Отсюда в сторону от реки уходит тропа, по которой мы и двинулись. Вскоре она пропадает в лесу. Идем дальше по GPS-у. Лес потрясающий, ели в два обхвата, травы по грудь – почти субтропики. Много звериных троп, один раз набредаем на свежую лежку какого-то зверя, возможно, медведя. Вскоре начинается подъем, по которому выходим из леса на тундровые террасы и по ним поднимаемся почти до подножия западного зуба. Виды такие, что хочется раскинуть руки и полететь (фото 17). К сожалению, дальняя перспектива скрыта легкой дымкой – похоже, где-то далеко горит тайга вследствие жары. Но запаха дыма нет.

IMG_5685

Фото 17. Вид на Манарагу с подхода.

Перекусываем, идем той же дорогой назад. Смотрим, не получится ли траверзом добраться до восточного зуба, но отвергаем эту мысль: слишком крутой склон, плюс сыпухи. Обсуждаем название: “Манарага” – медвежья лапа. Приходим к выводу, что не похоже. На самом деле семь ее вершин – это гребень спящего дракона: угадываются мощные задние лапы, хвост и длинная шея, которая во сне вытянута вперед по земле… А мы по нему шастаем, вдруг разбудим?

В лагере уже готова рыба. Обедаем, едим потрясающе вкусного копченого хариуса. На противоположном берегу появлялся олень, совсем близко, перешел на нашу сторону и убежал в лес. Вечером девушки жарят блины. Отдых на курорте продолжается.

28-е июля. С утра собираемся, встаем на воду и идем дальше. Погода – без изменений. В Косью воды побольше, но все равно местами приходится проводиться. Порог “Труба” – через 2.5 км после стрелки Косью и Манараги. Перед ним – порожек 2 КС, который мы на всякий случай просматриваем (фото 18). Ничего особенного. Проходим, чалимся перед пор. Труба. Здесь на входе по нашей воде – сплошные камни, потом прижим к правому берегу и слив, дальше практически прямой участок гладкой воды, дальше камень в русле, по обе стороны которого два слива по 0.5 м. Проходим, фотографируемся (фото 19 – 20). Порог очень красив, наверное, одно из самых запоминающихся мест на маршруте.

IMG_5742

Фото 18. Невнятный порожек перед Трубой.
IMG_5771

Фото 19. Прохождение ключевого места Трубы.

IMG_5750

 Фото 20. Зелень воды и леса.

Вскоре после Трубы – несколько шивер, в нашу воду здесь хороший слалом между обливняками. Дальше река успокаивается, плесы чередуются простыми перекатами, красивейшие виды на Манарагу и прочие окрестные горки. Рыбалка практически в режиме нон-стоп. Видели еще одного оленя, который близко к себе не подпустил. Под вечер собираются тучи, где-то за горами слышатся раскаты грома. Встали не доходя 2-х км до впадения р. Капкан-Вож, чтобы не соваться под вечер в серию шивер Кедровая – Аккорд.

29-е июля. Снова солнце, жара. Вскоре после старта – начало цепочки шивер. Заход на левом повороте, прижим направо, валы довольно высокие даже в нашу малую воду. А дальше – не меньше 15-и км почти непрерывных мелководных шивер, сплошной слалом между обливняками. По более высокой воде все здесь зальет, останутся только невнятные валы максимум 2-й КС. А по нашему мелководью здесь – самый динамичный участок сплава.

Шли до обеда, встали на натоптанной стоянке сразу за правым поворотом с высоким обрывом. Пообедав, сходили в радиалку на горное озеро с урезом 897 м. За это время собрались плотные облака, и в какой-то момент мы оказались выше них (фото 21). К вечеру пошел мелкий дождь – практически водяная взвесь.

_ 149

Фото 21. Выше облаков.

30-е июля. Наши камлания о дожде, похоже, заработали, вот только с опозданием. Все небо заложено облаками, периодически накрапывает. Сегодня – продолжение вчерашних шивер, которые, постепенно ослабевая, тянутся еще километров на шесть. Дальше встречаются несильные перекаты, в одном месте – довольно мощный прижим к покатым плитам левого берега. Местами река сжата отвесными скалами, но препятствий в таких местах нет. После обеда начинается монотонная гребля по плесам. Встаем под вечер, пройдя более 30-и км.

31-е июля. Продолжаем неспешно грести по плесам равнинной Косью. Погода постепенно улучшается, проглядывает солнце и сразу возвращается жара. Потом один из катов рвется буквально на ровном месте, видимо вследствие изношенности шкуры. Зашиваем и заклеиваем полутораметровую дыру. Не спеша гребем дальше, проходим устье Вангыра и встаем на острове в километре ниже скалы Красный камень. Решаем пополнить запасы рыбы, но оказывается, что клев закончился. Видимо, вода в реке чересчур прогрелась, и рыба поднимается в верховья, где попрохладнее. Значит, ближайшие 2 – 3 дня у нас голодная 430-граммовая раскладка. Плюс выясняется, что подошел к концу сахар, слишком интенсивно расходовавшийся на пешке, и заканчивается чай. Решаем оставить НЗ того и другого на последний день. Поскольку время у нас еще есть, решаем сделать дневку.

1-е августа. Жара. Дневка, баня. Удалось поймать двух мелких хариусов и набрать полный кан красной смородины, заросли которой обнаружены на нашем острове.

2-е августа. Жара. Подъем очень ранний: опасаемся встречного ветра на плесах. К счастью, опасения не оправдываются. Течение есть, идем быстро. Косью начинает делиться на многочисленные протоки, многие из которых пересохли полностью. Это упрощает ориентирование. Обнаруживаем новый рукав, не отмеченный на карте, образовавшийся совсем недавно, пару лет назад, судя по состоянию смытых с берега и занесенных песком деревьев. Встаем на ночевку рано, на месте стоянки обнаруживаем древнюю вездеходную колею, заканчивающуюся на береговом обрыве – еще одно свидетельство того, как меняется здесь русло.

3-е августа. Жара. Выходим пораньше, гребем. До станции Косью – 10 км. На левом берегу видим очаг лесного пожара, примерно 25х25 м. Выскакиваем, начинаем тушить, передавая воду в канах и засыпая огонь песком. Справились где-то за час. Интересно, что буквально за несколько минут перед нами вверх по течению прошла моторка с местными, которые пожар проигнорировали.

Приходим в Косью в районе 13.00. Встаем на антистапель рядом с лодочными гаражами: отсюда до станции ближе, чем от водокачки или моста, где антистапелится большинство групп, и не надо плыть еще 2 км. Закупаемся в магазине, обедаем, идем на станцию, дожидаемся местной “кукушки”. Уезжаем на ней в Печору, где в два часа ночи 4-го августа садимся в поезд до Москвы. Прибываем в Москву 5-го августа.

Выводы

Данный маршрут можно рекомендовать как имеющий самостоятельную спортивную и эстетическую ценность и как тренировочный перед более сложными походами. В нашем случае поход получился нетипичным для этого региона: аномально низкий уровень воды как следствие столь же аномально сухого и жаркого лета 2013-го года. На протяжении всего похода теплые вещи не понадобились нам ни разу. Однако группа, идущая на данный маршрут, должна быть готова к продолжительной ненастной и очень холодной погоде с сильным ветром и температурой около 0 градусов без эффективной защиты от ветра и при отсутствии топлива в тундровой зоне.

Если одной из целей похода ставится прохождение р. Манарага, в т.ч. порога Олений, следует планировать поход на более ранние сроки, лучше всего на самое начало июля. В это время можно рассчитывать на высокий уровень воды. При этом следует понимать, что высокая вода может усложнить броды на пешей части маршрута. Кроме того, при более ранних сроках проведения похода на подъеме и спуске с перевала Кар-Кар могут остаться нерастаявшие снежники. При достаточной плотности снега они могут облегчить подъем, но значительно усложнить спуск. Если снег окажется рыхлым и не будет держать ногу, сочетание такого снежника со скрытым под ним курумом может представлять определенную опасность. Прохождение порога Олений можно рекомендовать только группам с опытом прохождения препятствий не ниже 3 – 4 КС. При высокой воде сложность порога Олений можно оценить как 4+ КС. Остальные препятствия на маршруте не представляют опасности для группы с минимальным опытом категорийного сплава (Мста 2 КС + Карелия 3КС).

Маршрут дает возможность совершить большое количество радиальных выходов на окрестные горы: Народную, Манарагу, хребет, разделяющий р. Манарага и верхний участок Косью и др. Эти радиалки позволяют значительно разнообразить маршрут и дополняют его с эстетической точки зрения.

Маршрут проходит в условиях высокой автономности. Возможности как такового аварийного выхода в виде сокращения маршрута не имеется. При аварии до/на пер. Кар-Кар можно выйти своим ходом обратно к точке старта на базу Желанная. При аварии на реке придется плыть до конца маршрута. Наиболее неподходящее для аварии место – между пер. Кар-Кар и стрелкой Манараги и Косью: при ЧП на этом участке быстрый выход в обоих направлениях достаточно проблематичен.

Наличие пешей части с элементами 1 КС (пер. Кар-Кар с курумами до него и после) требует оптимизации веса снаряжения. Рекомендуется наличие треккинговых палок, использование которых признано нами более эффективным по сравнению с традиционным для водников использованием весла в качестве посоха.

В целом маршрут очень красив, проходит по местам, практически нетронутым человеческой деятельностью и может быть рекомендован для групп с опытом преодоления водных препятствий 3 КС и некатегорийным пешим опытом как первый маршрут с более серьезной пешей частью.