КЛУБ ВОДНОГО ТУРИЗМА МГУ им. М.В. Ломоносова
Отчет
о водном походе, совершенном по маршруту: г.Москва – п.Инзер – п.Карталы – р.Б.Инзер – сплав по р.Б.Инзер – п.Инзер – п.Айгир – сплав по р.М.Инзер и р.Инзер – п.Бриштамак – п.Искушта – сплав по р.Лемеза – д. Нижние Лемезы – г.Уфа – г.Москва
совершенном с 30.04.2013 по 13.05.2013 г.
Руководитель группы: Гарбуз Д.Г.
Москва 2013 г.
Справочные сведения о путешествии
- Сроки проведения: 30 апреля – 13 мая 2013 г.
- Район: Южный Урал, республика Башкортостан.
- Нитка маршрута: г.Москва – г.Белорецк – п.Карталы – р.Б.Инзер – сплав по р.Б.Инзер – п.Инзер – п.Айгир – сплав по р.М.Инзер и р.Инзер – п.Бриштамак – п.Искушта – сплав по р.Лемеза – д. Нижние Лемезы – г.Уфа – г.Москва.
- Общее количество участников – 8 человек
- Средства сплава: катамараны 2-ки (4 шт.)
- Категория сложности: III к.с.
- Протяженность сплава: 220 км., из них:
- Сплав по р. Большой Инзер – 105 км
- Сплав по р.Малый Инзер и Инзер – 45 км
- Сплав по р.Лемеза – 70 км
- Уровень воды: на Большом и малом Инзере – немного выше среднего паводкового, на Лемезе – высокий, пик паводка.
- Общее количество дней (Москва – Москва): 14 дней
- Сплав: 10 дней
- Маршрутная книжка № 11/4-301
СОСТАВ ГРУППЫ
№ п. п. | Фамилия, имя,
Отчество |
Год рожде-ния | Место работы/учебы | Домашний адрес, телефон
|
Туристская подготовка | Распределение по судам, Обязанности в группе |
1 | Гарбуз Давид Григорьевич | 1978 г. | ИМБ РАН (с.н.с.) | г. Москва, Рязанский пр-т, д.68, к.1, кв.322
тел. 8-926-166-87-66 |
Охта 3Р,
Зеленчук-Теберда-Кубань 3У, Малка 2(4)У |
Руководитель,
Кат-2, капитан |
2 | Корчагина Наталья Игоревна | 1987 г. | ГБОУ СОШ № 428 (учитель) | г. Москва, ул. Алтайская, д.19, кв.117
тел. 8-926-467-68-54 |
Балбанью-Кожим 3У, Малка 2(4)У | Завхоз
Кат-2, матрос |
3 | Красота Александр Юрьевич | 1977 г. | НИИ ФХБ им. А.Н.Белозерского МГУ им.Ломоносова (н.с.) | г. Москва, ул. Партизанская, д.35, к.1, кв. 78. тел.8-916-442-10-09 | Охта 3Р | Медик
Кат-2, капитан |
4 | Орлова Александра Алексеевна | 1991 г. | МГУ им. Ломоносова (студент) | г. Москва, Ярославское ш., д.2, к.1, кв.80
8-916-813-88-06 |
Мста, 2У | Кат-2, матрос |
5 | Шумовский Тимофей Николаевич | 1989 г. | ООО ” Хендз Сервис” | г. Москва, Звездный б-р, д.12, к. 2, кв.4
тел. 8-915-121-26-29 |
Льняная 2У, Мста 2У, Малка 2(4)У | Кат-2, капитан |
6 | Терешин Никита Алексеевич | 1992 г. | МГУ им. Ломоносова (студент) | г.Москва, ул.Новокосинская, д.15, к.5, кв.92. тел. 8-903-509-30-42 | Мста 2У | Кат-2, матрос |
7 | Колобков Дмитрий Сергеевич | 1989 г. | Институт системной биологии (м.н.с.) | г.Москва, ул.Ак.Пилюгина, д.26, к.3, кв.763 тел. 8-926-209-63-96 | Мста 2У | Реммастер
Кат-2, капитан |
8 | Парамонов Александр Викторович | 1983 г. | ЗАО «ГолденБи» (программист) | Люберецкий р-н, пос. Красково, ул. Лорха, д.19, кв.2 тел. 8-926-601-88-74 | Большая Сестра 1У | Кат-2, матрос |
Сведения о катамаранах и экипажах, в порядке следования на воде
- Катамаран-1. «Буратино» К-2: Гарбуз Давид, Корчагина Наталья;
- Катамаран-2. К-2: Шумовский Тимофей, Терешин Никита;
- Катамаран-3. К-2:Колобков Дмитрий, Парамонов Александр;
- Катамаран-4. К-2: Красота Александр, Орлова Александра.
График движения на маршруте
Дата | Дни
пути |
Участок маршрута | Км | Способ передвижения |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
30.04 | 1-3 | г. Москва – пос. Инзер | – | поезд |
02.05 | 3 | пос. Инзер – д. Карталы | – | электричка |
д. Карталы – р. Суран | 25 | сплав | ||
03.05 | 4 | р. Суран – р. Казмаш | 35 | сплав |
04.05 | 5 | р. Казмаш -р. Манаир | 35 | сплав |
05.05 | 6 | р. Манаир – пос. Инзер | 10 | сплав |
пос. Инзер – пос. Айгир | – | электричка | ||
06.05 | 7 | пос. Айгир – р. Манышта | 20 | сплав |
07.05 | 8 | р. Манышта – пос. Бриштамак | 25 | сплав |
пос. Бриштамак – д. Искушта | – | автотранспорт | ||
08.05 | 9 | д. Искушта – р. Кысык | 20 | сплав |
09.05 | 10 | р. Кысык – руч. Каймашка | 25 | сплав |
10.05 | 11 | руч. Каймашка – руч. Улу-Комбяк | 20 | сплав |
11.05
|
12 | руч. Улу-Комбяк – д. Нижние Лемезы | 5 | сплав |
д. Нижние Лемезы – г. Уфа | – | автотранспорт | ||
г. Уфа – г. Москва | – | поезд |
Подъезд и отъезд с маршрута
Заброска
Из Москвы до Белорецка взяли билеты на поезд Москва-Магнитогорск № 284МА (30 апреля в 22:45 отправление с Казанского вокзала, 2 мая в 7:45 прибытие в Белорецк. Стоимость плацкарта 2417 руб.). Прислушавшись к советам, сошли с поезда раньше, на станции Инзер, и утренним рабочим поездом доехали до железнодорожного моста через р.Большой Инзер (договорились с машинистом, чтобы притормозил). Весь вагон был заполнен туристами, которые, правда, все сошли раньше, на ст. Айгир. Время в пути – 50 минут, цена – 60 руб. на человека + 200 руб. машинисту.
Переезд с р. Большой Инзер на р. Малый Инзер
Доплыли до железнодорожного моста в пос.Инзер, провели антистапель, около километра прошли по железнодорожным путям до станции и дневной местной электричкой доехали до ст. Айгир. Время в пути – 30 мин., цена – 40 руб.
Переезд с р. Инзер на р.Лемеза
Большинство групп сплавляется по р.Инзер до пос. Ассы, и оттуда перебрасывается автотранспортом до пос. Искушта. Для местных жителей это целый бизнес – т.к. они являются монополистами и коллегиально установили цену (3,5 тысячи), отказываясь ехать за меньшие деньги. К тому же на всех грузовиках у кузова отсутствуют борта, что может сделать переезд некомфортным и опасным. Наша группа еще в Москве договорилась с местным жителем (через сайт ВКонтакте) на переброску из Бриштамака до Искушты за 3 тысячи и на нормальном грузовике. От Ассов до Бриштамака около 40 минут по реке, места красивые. Дорога на грузовике через перевал заняла около часа.
Выброска
В поселок Нижние Лемезы заказали машину до Уфы ( цена – 2,5 тысячи на группу). В 22.10 поездом Уфа-Москва №355ИА отправились в Москву, куда прибыли 13 мая в 4:52 (стоимость плацкарта на человека 2019 руб.).
Определяющие препятствия маршрута.
Река | Препятст-вие | к.с. | Протяжен-ность | Характеристика | Прохождение |
Большой Инзер | Сарыштин-ская шивера | II к.с. | 6 км | Несложная шивера с валами до метра. Начинается сразу после впадения по ЛБ притока Сарышта. На берегу несколько объявлений. Прижимов нет, струя хорошо видна с наплыва, камни по высокой воде все залиты, завалов нет (река широкая, 30-40 м). Валы до метра, но при желании спокойно обходятся. | Чалка перед шиверой, если нужна, удобнее на ЛБ, перед Сарыштой. Просмотр не требуется. Шивера идется по струе, для катамаранов сложностей не представляет. |
Малый Инзер | Порог Айгир | III к.с. | 1 км | Порог начинается через 2 км от железнодорожной станции. Река делает левый поворот, становится видна железнодорожная насыпь, река ускоряется. Чалка на ЛБ. Удобная тропа для просмотра, частично проходит по железнодорожной насыпи.
Порог состоит из 2 ступеней (иногда их выделяют как 2 порога – Айгир и Синие скалы). Расстояние между ними – порядка 50 метров, на которых возможна чалка на ЛБ (чалка на струе). Просмотр по ЛБ. В самом пороге хороший уклон, сильное течение, валы (до метра) и серия локальных бочек (несколько из них держащие). Река делает несколько поворотов, так что с наплыва виден только короткий участок сплава. На второй ступени сильный прижим к ПБ (по высокой воде там была серия косых отбойных валов) |
Зачаливание к левому берегу, как только стала видна каменная осыпь железной дороги, а справа открылись скалы. Разведка по левому берегу. Прохождение правого поворота посередине. Далее – движение по центру русла. После левого поворота – ближе к левому берегу с обходом зуба. Прямой участок – по центру русла.
Перед правым поворотом (заход во 2ю ступень), несмотря на прижим к ПБ, следует держаться правой части русла, левая забита камнями. В повороте следует смещаться влево, уходя от прижима, и чалиться на левый берег в тени камней. Но здесь ещё достаточно большая скорость течения. После второго подхождения реки вплотную к железной дороге, через 200 м течение уменьшается, левый берег становится пологим и можно легко зачалиться. Перед прохождением на катамаране желательно провести разведку и наметить линию движения. |
Шивера | II к.с. | 6 км | Шивера за порогом «Айгирский» продолжается до первого железнодорожного моста то усиливаясь, то уменьшаясь. Очень много обливных камней, которые по большой воде все заливает. Валы до 0,5 м., периодически встречаются бочки. | Прохождение по центру русла, не требует разведки. По малой воде нужно будет маневрировать, чтобы избежать встреч с камнями. По большой воде идется без сложностей. Все бочки легко обходятся. | |
Лемеза | Заходная ступень в порог Айгир (она же – порог Кабан-Таш, Красный Камень) | II к.с. | 600 м. | От р. Б. Шакраут до начала «Кабан-Таш» – 4,5 км. Чалка на ЛБ. Ориентиром служат скалы на правом берегу и скальный обломок кубической формы. В самой ступени плавный левый поворот. Валы до 0,5 м, камни, несколько бочек. Ширина русла 50-70 м. | Перед Кабан-Таш чалка на ЛБ, удобный просмотр (желателен по высокой воде). Прохождение по основной струе, линия движения видна с наплыва. Валы мощные, тормозящие. Камни по высокой воде все залиты. После поворота удобная чалка на ЛБ, где есть участок спокойной воды. |
Шивера | II к.с. | 1,5 км | Камни по большой воде залиты, но мощные тормозящие валы (в т.ч. косые) высотой около метра, локальные бочки, прижимы. Линия движения видна с наплыва. | Чалки и все просмотры по ЛБ.
Шиверу можно разбить на 2 отрезка. Первый из них (около километра) представляют собой мощную шиверу с небольшими валами. Идется с ходу, походным порядком, по центру русла. Сложности его прохождение не представляет. На втором участке, перед самым порогом Черная речка, появляются мощные валы до метра, локальные бочки. Желательно просмотреть и наметить место чалки, чтобы не влететь в порог с ходу, и установить в этом месте страховку. Появляются прижимы и косые отбойные валы. Шивера идется по центру русла, по струе. |
|
Порог Черная речка | III к.с. | 500 м. | Большое падение, на заходе – правый поворот, в самом пороге – левый, большие валы (больше метра), мощные бочки, камни в струе. Мощная струя и большие валы на выходе из порога. Прохождение порога требует навыков уверенного управления катамараном и совершения ряда маневров.
Увеличивается падение. Река делает правый поворот на 90 градусов. Порог начинается прямой входной шиверой длиной 400 м. Валов до 1 м. Затем река сужается и делает плавный левый поворот (петлю) длиной около 350 м. Ширина уменьшается, скорость течения увеличивается. На заходе несколько неприятных обливных камней, на которые нельзя садиться рамой. В пороге 2 мощные бочки (проход по узкому языку между ними). Дальше – серия мощных валов и сильный прижим к ПБ. На ЛБ струя менее сильная, но там развал камней. После этого ширина реки увеличивается. От главной “бочки” порога до впадающей справа Чёрной речки 850 м тянется шивера. |
Чалиться для разведки надо к левому берегу в конце прямого быстротока, последнее возможное место – самый перегиб реки в правом повороте. Берег над порогом с сильным уклоном (больше 45%) и навалом из больших камней. Хождение по ним безопасное, но должно быть аккуратным.
Выходную шиверу порога (с левым поворотом) надо проходить по центру или ближе к левому берегу. В пороге есть несколько обливных камней, которые не видны с наплыва. Лучше поставить сигнальщика. В пороге по низкой воде сильная бочка по ПБ, обходится под ЛБ. При большой воде 2 бочки единовременно, под ЛБ и ПБ. Проход – по узкому языку между ними. При этом идет прижим к ПБ, так что в самом языке нужно отгребать влево, чтобы не затянуло в бочку. На выходе – серия больших валов (больше метра), прижим к ПБ. Чалка на ЛБ. По большой воде полка залита, разбой камней, чалка на струе, но вполне реальна. Страховка на выходе из порога с берега спасконцами и с воды катамараном с ЛБ. Прохождение порога требует навыков уверенного управления катамараном и совершения ряда маневров. |
|
Шивера | I к.с. | 7 км | После порога Чёрная речка идет протяженная, несложная шивера тянется до разрушенного моста, который вёл в заброшенную деревню Кысык. В шивере много камней, по большой воде они залиты. Локальные валы, небольшие бочки. | Линия движения видна с воды и не требует разведки. |
Таблица 1. Таблица категорий трудности препятствий маршрута.
Категория трудности | Характеристика препятствия |
I к.с. (Л) | «Лёгкое» препятствие. Доступно для прохождения туристами, не имеющими туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора линии движения и разведки. Характерны для маршрутов I к.с. |
II к.с. (П) | «Простое» препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов II к.с. |
III к.с. (СР) | Препятствие «средней» трудности. Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов III к.с. |
Таблица 2. Таблица оценки трудности водных препятствий.
Категория сложности похода |
Минимальное количество локальных водных препятствий, имеющих категорию трудности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
I | 2 | – | – | – | – | – |
II | 1-3 | 2-5 | – | – | – | – |
III | 1-3 | 2-5 | – | – | – | |
IV | 1-3 | 2-5 | – | – | ||
V | 1-3 | 2-5 | – | |||
VI | 1 | 2-5 | 2-3 |
Описание маршрута
День первый – заброска, стапель, сплав до р. Суран (30.04 – 02.05.2013).
Прибыли с утра в п.Инзер и рабочим поездом добрались до железнодорожного моста через р.Большой Инзер, чуть не доезжая д.Карталы, где и провели стапель.
Верховья реки находятся на территории Южно-Уральского заповедника, руководство которого не намерено идти на диалог с туристами, так что начать сплав выше по течению и пройти порог «Мотаис» не представлялось возможным.
Место стапеля также относилось к территории заповедника, так что соседняя группа предупредила, что костер можно делать только в специально оборудованном месте. В противном случае периодически появляются местные егеря и хотят денег.
Стапель занял 3 часа, после чего начался сплав.
С погодой повезло – тепло и солнечно, снег почти везде уже сошел, но мы попали на паводок.
Река Б.Инзер представляет собой широкую (20-40 метров) горную реку со стабильным уклоном и течением, но не представляет спортивного интереса для опытных групп. Относительно спокойные участки реки сменяются непродолжительными и несложными шиверами, изредка встречаются несильные и легко обходимые прижимы.
Спокойно прошли 25 км, потренировали технику гребли и чалки, вечером встали на стоянку на правом берегу (ПБ).
Фото. 1. Река Большой Инзер
День второй – Слав по р. Большой Инзер до р. Казмаш. (03.05.2013)
Продолжается сплав по р.Большой Инзер. Главным препятствием оказался ветер, который на открытых участках просто сносил катамараны, хотя течение есть везде. К середине дня дошли до единственного препятствия на этой реке – Сарыштинской шивере (II к.с.). Она представляет собой несложную, протяженную шиверу (около 5 км) с большими валами (до метра). При желании все валы легко обходятся. Пропустить ее начало невозможно – с ЛБ впадает р. Сарышта, перед этим на обоих берегах несколько предостерегающих объявлений, также с наплыва виден уклон и слышится шум как реки Сарышта, так и начинающейся шиверы. Сама шивера начинается сразу за левым поворотом. Для катамаранов ее прохождение сложностей не представляет, идется без просмотра, по струе. Т.к. прохождение попало на майские праздники, то перед шиверой был целый палаточный город.
Фото 2. р. Сарышта
Пройдя шиверу, проплыли еще с 10 км и встали на ПБ. Совершили радиалку на ближайшую гору. Большое количество клещей.
Фото 3. Радиалка
День третий – Слав р. Большой Инзер до р. Манаир. (04.05.2013)
После шиверы река начинает выполаживаться. Нам предстояла переброска на р. Малый Инзер, и чтобы приплыть к дневной электричке, разбили остаток пути по Большому Инзеру на 2 дня. Прошли около 20 км и достаточно рано встали на ПБ.
День четвертый – Слав р. Большой Инзер до пос. Инзер, переезд на р.Малый Инзер. (05.05.2013)
Встали рано, прошли остаток маршрута по Большому Инзеру. В поселке перед слиянием Большого и Малого Инзеров провели антистапель, собрали рюкзаки и около километра прошли по железнодорожным путям до станции Инзер, чем крайне заинтересовали доблестных сотрудников правопорядка. На дневной электричке доехали до ст. Айгир, отошли от станции с километр и встали лагерем до утра. Желающие совершили радиалку на гору, откуда была видна г. Ямантау, самая высокая точка Южного Урала. Очень много клещей!
Фото 4. Радиалка. На заднем плане – г. Ямантау
День пятый – Сплав по р.М.Инзер и Инзер до стоянки между пос. Манышта и Александровка. (06.05.2013)
В этот день прошли первое серьезное препятствие – порог Айгир. Перед порогом удобное место для чалки на ЛБ. Ориентиры: левый поворот, становится видна железнодорожная насыпь, река ускоряется и слышен шум. Просмотр порога по ЛБ, есть хорошо натоптанная тропа. Сложность при просмотре – частично он проходит по железнодорожной насыпи, а поезда не слышно из-за шума порога. Нужно быть предельно внимательными.
Порог состоит из 2 ступеней (иногда их выделяют как 2 порога – Айгир и Синие скалы). Расстояние между ними – порядка 50 метров, на которых возможна чалка на ЛБ. В самом пороге хороший уклон, сильное течение, валы (до метра) и серия локальных бочек (несколько из них держащие). Река делает несколько поворотов, так что с наплыва виден только короткий участок сплава.
Зачалились перед порогом на ЛБ, пошли на просмотр. Было решено каждую ступень проходить отдельно. На берегу после 1 ступени была установлена страховка 2-мя спасконцами и организована фотосъемка. Страховка с воды между первой и второй ступенью затруднена из-за сильной струи.
Прохождение было поочередное. Порог требует маневра и навыков уверенного управления катамараном.
Фото 5-6. Порог Айгир, 1 ступень
Когда все прошли первую ступень, просмотрели 2ю, перенесли страховку и фотосъемку и также поочередно прошли и ее. Прижим к ПБ сильный, но достаточно несложного маневра, чтобы в него не попасть.
Фото 7-8. Порог Айгир, 2 ступень
После второй ступени на ЛБ хорошее улово для чалки. Затем идет длинная интересная шивера с хорошими валами и камнями в русле (большинство из которых при нашем уровне воды (чуть выше среднего паводкового) было залито.
Фото 9. Чалка после п. Айгир
Дошли до слияния Большого и Малого Инзера и вышли в р.Инзер. Река стала намного шире (50-60 км), течение ослабло, уклона почти нет. Ветер сильно мешает. Пройдя еще порядка 10 км, встали на стоянку на ЛБ на плавном правом повороте реки в 1.8 км ниже пос. Манышта Вообще, хороших мест для стоянок после слияния Большого и Малого Инзера очень мало из-за большого количества населенки.
Фото 10. Инзер
День шестой – Слав по р. Инзер до пос. Бриштамак, переезд на р. Лемеза. (07.05.2013)
Прошли остаток маршрута по р. Инзер до пос. Бриштамак. Проходя Ассы, пообщались с местными перевозчиками. На их грузовиках у кузовов отсутствуют борта, а цену за перевозку эти монополисты назначают коллегиально и поднимают каждый год. Доплыли до Бриштамака, где нас встретила заказанная ранее машина. Погрузили сдутые катамараны, рюкзаки и себя в кузов и поехали в д. Искушта. При переезде начался дождь, что было особенно забавно переносить в открытом кузове.
Фото 11. Переезд Бриштамак – Искушта
Река Лемеза течет в соседнем ущелье, но разница в погоде очень заметна – время года там отстает примерно на неделю-две, так что мы из «поздней весны» попали практически в «начало апреля». Местами лежал снег, река сильно разлилась, затопив большинство мест, удобных для чалки. Судя по уровню воды и состоянию прибрежных кустов, мы попали в пик паводка.
Надув под дождем катамараны, всплыли для поиска места стоянки. Течение очень сильное. После впадения р.Шакраут (по ЛБ), сразу за поворотом на ПБ отличное место для стоянки. Но используется оно крайне редко. Местные туда не попадают – с 3 сторон оно окружено скалами, и с 4й стороны – рекой. А для водников чалка на это место крайне сложна – на мощной струе, по высокой воде мешают ветки, а по низкой – обрывистый берег.
День седьмой – Слав по р. Лемеза до р. Кысык. (08.05.2013)
Река Лемеза сильно отличается от Инзера. В верховьях это настоящая горная река, с сильным уклоном, сильным течением и достаточно «жесткой» водой. Она протекает в ущелевидной долине, в русле и на берегах множество камней (которые у нас из-за уровня воды почти все были залиты). Требуются навыки уверенного управления катамараном. Чалки сложны, практически все – на сильной струе, к тому же мешают растущие по берегам кусты. Ширина реки 20-30 метров.
В этот день было прохождение основного препятствия – порога Черная речка. Заходную ступень в него часто выделяют как отдельный порог – “Кабан-Таш” (Красный камень, или Стог камней). Из-за уровня воды все чалки были залиты, а росшие по берегам кусты «отбрасывали» катамараны от берега при попытке зачалиться. Морально готовились к тому, что можем влететь в порог без просмотра, поэтому шли очень осторожно вдоль ЛБ, походным порядком, и смогли зачалиться вовремя. Эти 5 км от нашей стоянки до захода в порог мы пролетели минут за 15, скорость течения очень высокая.
Фото 12. Чалка перед Кабан-Таш.
Просмотр по ЛБ. Ориентир первой чалки – по ЛБ впадает ручей (русло промыто до камней и ярко выражено, так что явно он течет не только в сильный паводок), впереди виден уклон, гребни валов и резкий поворот налево (а на ПБ начинает выступать скала, поросшая лесом).
Фото 13. Ручей на ЛБ перед Кабан-Таш
Здесь река входит в ущелье протяженностью несколько км – по ПБ скалы расположены совсем близко к воде, но на ЛБ остается неширокая долина, по которой проходит грунтовая дорога (при нашем уровне воды местами затопленная). Все чалки и просмотр по ЛБ.
Т.к. мы были на реке в первый раз и не были уверены, что еще будет шанс зачалиться, решили просмотреть и шиверу, и сам порог до конца. Это порядка 3 км. Последовательность препятствий:
- Заходная ступень (она же порог Кабан-Таш)
- Шивера
- Порог Черная речка
- Длинная выходная шивера, постепенно выполаживающаяся
Весь участок был разбит на 4 отрезка, идти которые было решено последовательно. Между участками были намечены места для промежуточных чалок.
- Кабан-Таш. После того, как река огибает нависающую скалу по ЛБ, по ЛБ берег вновь полого спускается к воде, где есть участок относительно спокойной воды. Там и была установлена страховка 2мя спас-концами и организована фотосъемка. Прохождение было поочередное. Непредвиденных обстоятельств при прохождении не возникло.
Фото 14-15. Кабан-Таш
- Шивера после пор. Кабан-Таш. В свою очередь может быть разделена на два участка. Первый участок до крутого правого поворота характеризуется мощными валами, но сложности его прохождение не представляет. Шли походным порядком, держа дистанцию между катамаранами. Зачалились на правом повороте на участке залитой дороги.
Фото 16. Между Кабан-Ташем и Черной Речкой.
На втором участке, перед самым порогом Черная речка, появляются мощные тормозящие валы до метра, локальные бочки. Чалка сразу после крутого левого поворота на ЛБ – дальше начинается заходная шивера в порог. На месте чалки была организована страховка спас-концом. Шли поочередно, прохождение сложностей не вызвало.
Фото 17. Начало заходной шиверы в порог Черная речка
Дальше пошли еще раз просматривать порог Черная речка. Параллельная группа рассказала, что накануне в пороге положило кат-2.
У нас была высокая вода, которая залила в пороге все камни, обычно служащие ориентирами («каменный зуб» по ЛБ). Их не было видно с наплыва, но на них можно было сесть рамой, так что на заходе в порог был поставлен сигнальщик. По большой воде образовалось 2 мощные бочки, проход между которыми был по узкому языку. И там же начинался сильный прижим в ПБ (уже с языка начинало тянуть в правую бочку). После бочек шла серия мощных валов. Чалка на ЛБ в небольшое улово.
Фото 18. Бочки в пороге Черная речка
На берегу была установлена страховка 2-мя спас-концами, организована фотосъемка.
Шли поочередно. Первый катамаран, прошедший порог, затем бессменно осуществлял страховку с воды (которая, к счастью, не понадобилась).
Фото 19-20. Порог Черная речка
На пороге был задействован весь имеющийся «штат», кроме непосредственно проходящих порог – 1 сигнальщик, 1 фотограф, 2 человека на страховке с берега и после прохождения первого ката 2 человека на страховке на воде. Когда один экипаж проходил порог, он сменял кого-нибудь из находившихся на берегу, те возвращались к своему катамарану и сами проходили порог.
При прохождении ката-4 была произведена замена А. Орловой на капитана ката-2 Т. Шумовского, который таким образом прошел порог дважды. Все экипажи прошли порог штатно.
Просмотры, установка страховки, поочередное прохождение четырех отрезков реки всеми экипажами заняло в общей сложности 6 часов. После порога продолжается интересная шивера с мощными валами. Отошли от порога около 10-15 км и встали на стоянку на ПБ. Из-за высокого уровня воды во многих местах река разлилась и затопила низкий берег, так что поиск стоянки стал делом нетривиальным.
День восьмой – Слав р. Лемеза до руч. Каймашка. (09.05.2013)
Прошли остаток шиверы. Река постепенно выполаживается: она выходит из гор в долины, становится широкой (до 50 м), течение есть, но слабое, шивер практически нет. Река часто разливается на множество проток, местами идет прямо через лес. Ощущение, что переехал на другую речку. По берегам появляются поля. Главное препятствие – ветер.
В этот день была большая «культурная программа»: побывали на водопаде Атыш (с которого желающие радостно поныряли).
Фото 21-22. Водопад Атыш
Затем желающие полезли в необорудованную пещеру, находящуюся рядом.
Фото 23-24. Пещера около водопада Атыш
Вся группа осталась в восторге от «культурного досуга». Пропустить это место невозможно из-за ряда объявлений на берегу, а также большого количества групп, расположившихся там лагерем и с радостью указывающих направление как к водопаду, так и к пещере.
Прошли деревню Верхние Лемезы и встали на стоянку на ПБ. Большинство групп выбрасываются именно из Верхних Лемезов, т.к. дальше сплав по реке не представляет ни спортивного, ни эстетического интереса.
День девятый – Слав по р. Лемеза до руч. Улу-Комбяк. (10.05.2013)
Хотели сделать дневку, но из-за угрозы встречного ветра в последний день сплава решили пройти чуть ближе к Нижним Лемезам, в которые на следующий день была заказана машина. Прошли деревню Тау и встали на стоянку на ЛБ. Из-за низких берегов стоянку найти трудно. В этот вечер многодневные старания наших рыбаков наконец увенчались успехом в виде щуки.
День десятый – Слав р. Лемеза до дер. Нижние Лемезы, антистапель, выброска. (11.05.2013)
Прошли оставшиеся до Нижних Лемезов 7 км. Погода испортилась, начался дождь, под которым и провели антистапель. На предварительно заказанной машине доехали до Уфы. В 22.10 поездом Уфа-Москва отправились домой.
Выводы и рекомендации
- «Большая тройка», как ее называют на Урале, считается одним из самых сложных маршрутов этого региона, к тому же удобна для заброски и выброски, поэтому является крайне популярным. В период майских праздников на Айгире проводятся соревнования. Так что большое количество попутчиков гарантировано, особенно на Сарыштинской шивере и порогах. Мы проходили Айгир и Черную речку в дни между праздниками и не попали в основное столпотворение (было всего по 2-3 параллельные группы). Лучше так и планировать маршрут.
- Населенные пункты вдоль рек имеются, но кроме участка после слияния Б. и М. Инзера их немного (не мешают). При этом можно докупить часть раскладки на месте, как мы и делали.
- Вдоль реки во многих местах идет автомобильная и железная дорога. В случае экстренного снятия с маршрута и переброски проблем возникнуть не должно.
- Для переброски из Ассов до Искушты лучше не связываться с местными жителями и договориться об адекватной перевозке заранее (мы ехали от Бриштамака). Это сэкономит деньги и нервы. Цена на перевозку из Ассов, по сведениям местных групп, растет каждый год.
- На стоянках дикое количество клещей. А т.к. район является энцефалитным, то лучше позаботиться о прививках заранее. Также нужны меры предосторожности в виде правильной одежды, и ежевечерние осмотры.
- Реки идут в порядке усложнения: Большой Инзер (Сарыштинская шивера, II к.с.), Малый Инзер (Айгир III к.с.), Лемеза (Кабан-Таш, Черная речка III к.с.). На каждой реке имеется 1 препятствие, представляющее спортивный интерес. Больше сложных мест на реках нет. Идеально подходит для тренировки группы, имеющих небольшой опыт в управлении катамаранами.
- Регион очень красивый, люди доброжелательные, а сплав приятно украсило посещение водопада Атыш и пещеры.
- Лучше иметь при себе как карты местности, так и GPS. Первые помогают при поиске стоянок (определить уклон берега и тип леса), а вторые – для определения собственного местоположения при практически полном отсутствии ориентиров на однотипной местности. Детальные карты района в масштабе 1:500 000 имеются на сайте www.marshruty.ru
Литература
При подготовке к походу и при написании отчета были использованы следующие материалы:
- Отчет группы Мельникова В.Б. 2001 г. http://www.skitalets.ru/water/ural/inzer_melnik/
- Отчет группы Кривоноса А. 2001 г. http://www.skitalets.ru/water/2006/inzer_krivonos/
- Отчет группы Козлова Д.А. 2012 г.