Вернуться к Техника водного туризма

Категории сложности рек

Классификация водных препятствий и маршрутов.

Тимофей Орлов

Лекция прочитана в КВТ МГУ в 2015 г.

 

Единая всероссийская классификация туристских маршрутов

Виды туризма и характеристики маршрутов
Категории сложности походов
I
II
III
IV
V
VI
Продолжительность маршрута в днях(не менее):
6
8
10
13
16
20
Протяженность маршрута в км (не менее):
Пешеходных
130
160
190
220
250
300
Лыжных
130
150
150
210
240
300
Горных
100
120
140
150
160
160
Водных
150
160
170
180
190
190
Велосипедных
300
400
500
600
700
800
Мотоциклетных
1000
1500
2000
2500
3000
Автомобильных
1500
2000
2500
3000
3500
Парусных
150
200
300
400
500
Конных
150
200
300
Количество пещер для спелеопоходов
1
1-2
1-2
1-2
4-5
5

 

Водные маршруты

Категория
сложности
похода
Минимальное количество локальных препятствий

категорий трудности

1 2 3 4 5 6
I 2
II 1 2
III 1 2
IV 1 1 2
V 1 1 2
VI 1 2 1

 

Паспорт препятствия

  • Географический район, река.
  • Название препятствия.
  • Категория сложности зависит от уровня воды: (уровень может быть низкий, средний, высокий, очень высокий). (Указать критерий, определяющий уровень воды.)
  • Местонахождение на реке, ориентиры.
  • Кем названо, когда, в честь чего (кого), что означает.
  • Сведения о первопрохождении препятствия, их источники.
  • Карта участка реки, схема препятствия.
  • Протяженность, падение на участках.
  • Береговая обстановка, рабочий берег.
  • Среднемесячные расходы реки в данной точке.
  • Суточные колебания уровня воды (если существенны).
  • Возможные опасности и рекомендации к организации страховки, характер реки ниже препятствия.
  • Специальное снаряжение, необходимое для просмотра и страховки.
  • Места для организации базового лагеря.
  • Описание прохождения.
  • Информация о ЧП и аварийных ситуациях.

 

Международная классификация разделяет все бурные сплавные реки на шесть категорий:

Категория I: несложные.

Течение имеется, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни.

кс1

 

Категория II: умеренно сложные.

Линия движения очевидна с наплыва, однако существуют простые препятствия. Могут присутствовать небольшие сливы и бочки. В некоторых местах поток ускоряется.

кс2

 

Категория III: сложные.

Существует вполне определенная линия движения, которой необходимо придерживаться, однако ее легко увидеть с наплыва. Валы могут быть высокими и беспорядочными. Камни и другие препятствия могут быть многочисленными. Существуют бочки и небольшие улова.

кс3

 

Категория IV: очень сложные.

Линия движения в пороге не всегда очевидна. На этом уровне сложности большинство каякеров предпочитает проходить пороги с предварительным просмотром. Пороги непрерывны, вода может быть мощной. Бочки очень мощные. Необходимо постоянное маневрирование.

кс4

 

Категория V: чрезвычайно сложные.

Предварительная разведка препятствий, как правило, необходима, поскольку они содержат участки, представляющие серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и сложные бочки. Препятствия непрерывны.

кс5

 

Категория VI: официальный верхний предел.

Возможность прохождения существенно зависит от уровня воды. Последствия ошибок чрезвычайно серьезны. Может включать любые типы препятствий со сложным заходом и выходом.

 

Критерии:

  • наличие препятствий,
  • возможность оценить линию движения,
  • последствия ее несоблюдения

 

Как правило, река разделяется на участки примерно одинаковой сложности. Но часто бывает полезно указывать сложность конкретного порога, если она превосходит сложность окружающего участка. Иногда сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Так, II4 означает, что участок в целом – второй категории сложности, но содержит порог или водопад четвертой категории. Следует отметить, что каждая категория – это не точка, а некоторый диапазон, и две реки одной и той же категории совсем не обязательно имеют одинаковую сложность. Для более точной характеристики иногда используется “половина” или “треть” категории: III-, III, III+, IV- и т.д., или двойное обозначение: III-IV. Классификация соответствует тому уровню воды, при котором по данной реке сплавляются чаще всего.

 

Адиссоновский вариант

Эффективная система должна включать следующие элементы:

Сложность – абсолютный минимум технических навыков необходимых для успешного прохождения данного препятствия. Эта величина не должна иметь максимального ограничения.

Опасность – тяжесть последствий в случае совершения ошибки.

  • Один – отсутствие какой либо опасности.
  • Три – есть вероятность получить травму.( перелом, порез с кровотечением, возможность серьезных проблем) смертельный риск невелик, конечно это тоже будет зависеть от удаленности.
  • Пять – высокая вероятность серьезной травмы с непредсказуемыми последствиями (перелом позвоночника, и т.п.) Высокий смертельный риск.
  • Шесть – Нет шансов.

 

Удаленность – продолжительность ожидания оказания сторонней помощи.

  • А – помощь достижима в границах часового интервала.
  • В – Больше часа, но меньше суток.
  • С – Больше 24 часов.

 

“Насколько сложна для меня эта река (порог) и что случиться, если я совершу ошибку?” Водопад Ниагара 3.5А

  • 3 – Сложность – технически несложен.
  • 5 – Опасность – высок шанс серьезной травмы и смертельного исхода.
  • А – Удаленность – помощь менее, чем в часе достижения.

 

Порог Киши1 – 2 на реке Белая 5.3В

  • 5 – Сложность – технически сложен.
  • 3 – Опасность – есть вероятность травмы, смертельный риск невелик.
  • В – Удаленность – помощь достижима в пределах одних суток.

Категории сложности

1 (Л)

“Легкое препятствие”. Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора линии движения и разведки. Характерно для маршрутов I к. с.

 кс1
2 (П)

“Простое” препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов II к. с.

 кс2
3 (СР)

Препятствие “средней” трудности. Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов III к. с.

 кс3
4 (С)

“Сложное” препятствие. Протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. В конце препятствий имеются достаточно протяженные относительно спокойные участки реки. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена. Определяющее препятствие маршрута IV к. с.

 кс4
5 (Т)

“Трудное” препятствие”. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки и валы, сложная линия движения. Препятствия следуют друг за другом. В конце препятствия короткий участок быстротока, где возможна швартовка. Каньон с препятствиями 4 к. т. Сильный прижим. Обязательная разведка и страховка, возможна аварийная ситуация. Определяющее препятствие маршрутов V к. с.

кс5
6 (ТТ)

“Очень трудное”, опасное препятствие. Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Проходится после тщательной разведки и со страховкой. Преодолевается на пределе возможности судов. Определяющее препятствие маршрутов VI к. с.

 кс6
6* (ТТТ)

“Сверхтрудное” препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Ранее не пройденное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья…). Характерно для маршрутов-первопрохождений VI к. с.

 

 

Черник.

Категории 4, 5, 6 имеют подкатегории А, В и С.

При этом к препятствиям 6 к.с. относятся 5С, 6А, 6В, 6С,

к препятствиям 5 к.с. – 4С, 5А, 5В.

К подкатегории 6С относятся лишь непроходы,

очень опасные пороги и “суперпороги”.

 

Шварц.

Основная идея введения шкалы сложности для подмосковных рек (как, собственно и основной шкалы сложности) – с опытом N-й категории на N+2-ю лучше не ходить.

Для  Московской области и прилегающей к ней территорий, можно обоснованно ввести 4 градации (называемые А, Б, В, Г). Я не могу сформулировать формальные критерии, поэтому при определении сложности  реки отталкиваюсь от эталона.

  • А – Истра
  • Б – Волгуша
  • В – Большая Сестра
  • Г – Выпрейка
  • Д – Мутенка, Комола

Опыт прохождения равнинных речек с точки зрения сплава по подмосковным паводковым заменяет А, Карельских двоек-троек – А+, отягощаемый излишней уверенностью в своих силах, валдайских шиверистых без особых завалов (типа Шегринки) – Б, с завалами (Льняная или Волма в хорошую воду – Г), опыт Кунянки, Щеберехи совершенно достаточен для любых выходов. О серьезных азиатских реках я и не говорю.

 

 

Требования к опыту участников и руководителя в водных походах.

Категория сложности СП
Необходимый опыт участия и руководства в походах по данному виду туризма*, (к.с.)
Минимальный возраст, лет
Минимальный состав группы
Минимальное количество судов
Участник
Руководитель
Уч.[*]
Рук.[**]
Участие*
Руководство*
н.к и ст.с
1(3-х дн.)
7
18
4(2 – п. 3.2.4)
1
I
I(ст.с-п.
3.2.4.)
н.к
11*
18
4(2-п.
3.2.4.)
1
II
I
II
I
13*
18
4(2-п.
3.2.4.)
1
III
II
III
II
15*
18
4
1
IV
III
IV
III
16*
19
4
2(см.п.
3.2.7.)
V
IV(V)
V
IV(V)
17*
19
6(4-п.
3.2.6.)
2(см.п.
3.2.7.)
VI
V(VI)
V(VI)
2*V;(VI)
18
20
6(4-п.
3.2.6.)
2

*) – решением МКК могут быть снижены , но не более чем на один год, требования к возрасту участников, имеющих подготовку в учебных туристских и спортивных школах, спортивных секциях и клубах, специализирующихся на спортивном туризме.
Обозначения в Таблице 1: н/к –некатегорийный маршрут; ст.с.- степенной маршрут; 2х5 – два маршрута 5 к.с.; (4-п.3.2.6.) – четыре, в соответсвии с п.3.2.6. настоящих Правил.
 

Требования к подготовке участников походов различной категории сложности в зависимости от типов судов.

категория Байдарка Сплавной каяк Катамаран
1 Да, без подготовки Да, без подготовки Да, без подготовки
2 Да, минимальная подготовка Да, небольшие тренировки Да, без подготовки
3 Да, минимальная подготовка, опыт 1-2 к.с. Да, не частые, но постоянные тренировки, опыт 2 к.с. Да, минимальная подготовка
4 Да, слаломная подготовка, опыт 3 к.с. Да, постоянные тренировки, опыт 3 к.с. Да, не частые, но постоянные тренировки, техника гребли, опыт 3 к.с.
5 Очень редко, высокий уровень подготовки, опыт 4 к.с. Да, интенсивные тренировки, опыт 4-5 к.с. Да, постоянные тренировки, техника гребли, опыт 4-5 к.с.
6

 

«Некий каякер-новичок подходит к серьезному порогу и спрашивает у своего более опытного товарища: “Как ты оцениваешь этот порог?”. На что последний отвечает, что данный порог 5 (международной) категории сложности. Каякер-новичок проходит порог и ему, как говорится, “не вставляет”. Через некоторое время тот же каякер задает тот же вопрос перед прохождением другого сложного порога, и получает тот же ответ. Во время прохождения порога каякер влетает в серьезный котел, и его там “заваривает” надолго. В конце концов ему все же удается выбраться из этого котла живым. Еще некоторое время спустя, на вопрос о том же самом перед очередным прохождением очередного порога, каякеру сообщают… да, вы угадали, что этот порог 5 категории сложности. Но на выходе из порога неожиданно образовался завал, и каякер там “убрался”.
По-моему, очень конкретный пример различия препятствий одной и той же категории. Поскольку ни одна категория не дает полной информации ни о реальной динамике потока, ни о количестве камней в русле, ни об уклоне реки на данном участке. Так же ничего нельзя сказать о расходе, возможности постановки страховки, возможности аварийного выхода в районе препятствия и т.д.»

“Ну и какую информацию вы получили, узнав, что данная река является маршрутом именно этой категории сложности?” Отвечаю сам – ЯВНО НЕДОСТАТОЧНУЮ для планирования этого маршрута!

Вот мы и подошли к вопросу, который был задан в начале этой статьи. А теперь я попытаюсь еще раз разложить все по полочкам. Итак – нужны ли эти категории? Да, безусловно – просто для первоначальной ориентировки при выборе маршрута. Типа, ткнуть пальцем, закрыв глаза, в карту Евразии. Только информативность будет такая: “попал на территорию Киргизии, там протекает какая-то речка, в горах, довольно длинная”. Ну, еще вы сможете предположить, что вам стоит/не стоит изучать этот маршрут дальше, в силу того, что у вас изначально достаточно/не достаточно соответствующего опыта. То есть решается вопрос о СМЫСЛЕ РАССМОТРЕНИЯ данного варианта, как ПОТЕНЦИАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО. И все!

А дальше начинается изучение материалов, как объективного характера (гидрология, уклон русла, расход воды по сезонам), так и частично субъективного (отчеты, описания, дневники). Причем, для набора некой статистики, субъективного материала должно быть… много более одного.»

Максим Сысоев

 

Нельзя забывать:

Категория – это отрезок

 

Добавить комментарий