Вернуться к Безопасность

Страховка, самостраховка, самосплав

Страховка – это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию внештатных и аварийных ситуаций на сплаве.

Страховка бывает активная и пассивная.

Пассивная страховка

  • Страховка с помощью спасконца

Спасконец («морковка», «граната») представляет из себя стропу или верёвку диаметром 6‑8 мм длиной 15‑25 м с поплавком и карабином на конце.

Страховка выставляется за ключевым местом порога, но при этом ключевое место должно быть в зоне досягаемости (оставьте хотя бы пятиметровый запас верёвки).

При выборе места надо обязательно оценивать, куда приплывёт схватившийся за спасконец человек (экипаж). При плохо выбранном месте, возможно, для спасаемого было бы лучше, если бы он просто проплыл мимо.

Учтите, что при такой страховке рассчитывать нужно прежде всего на то, что спасаемого человека (экипаж) на спасконце прибьёт маятником в безопасное место, а не на то, что вы его вытащите из места опасного. Поскольку, например, три человека не в состоянии вытянуть из бочки катамаран-двойку. Даже одного человека вытянуть из воды очень трудно, особенно учитывая тот факт, что он хочет дышать.

После того как человека прибило к берегу, его нужно вытащить из воды. Значит, берег должен быть пологий.

Обязательное условие: спасконец необходимо прочно крепить на берегу!

Если ставится несколько точек с «морковками», то верёвки при бросании не должны перехлёстываться.

Страхующий со спасконцом ставится только в том случае, если после препятствия есть 50-100 м плёса. В противном случае эта страховка неэффективна.

Обычно «морковка» ставится в конце мощного недлинного порога.

Учтите, что после оверкиля человеку нужно несколько секунд, чтобы прийти в себя. Если вы кидаете «морковку» пока он откашливается и соображает, то он успеет проплыть мимо.

С помощью спасконца обычно вытягивают байдарки или людей, находящихся в сознании.

Если человек держится за судно и ловит «морковку», он должен обязательно пристегнуть её к судну, так как удержать и то, и другое очень сложно.

  • Страховка с помощью кораблика

Кораблик аналогичен используемым при рыбной ловле. Достаточно экзотический вид страховки.

  • Принудительная чалка

Принудительная чалка используется, например, если нужно зачалиться между близкими порогами, а самостоятельная чалка может не удаться.  Или если необходимо точно зайти в порог и высока вероятность неудачи.

Между берегами крепится верёвка, состоящая из двух частей: первая часть – прочная, заканчивается карабином, и вторая часть – тонкая верёвка, чтобы иметь возможность её разорвать.

Активная страховка

  • Страховка с берега

Страховка на «живца». Так спасают людей, находящихся без сознания или не имеющих возможности поймать спасконец. «Живец» – человек, который прыгает за спасаемым и хватает его. При помощи веревки, который он обвязан, его и спасаемого вытягивают на берег. Роль «живца» выполняет профессиональный спасатель или, по крайней мере, очень хорошо подготовленный человек. «Живец» должен быть хорошим пловцом и иметь серьёзное снаряжение

  • Страховка с воды
  1. Взаимная на прогонном сплаве
  2. Страховка препятствия
  3. Тандемное прохождение порогов

1. Взаимная страховка.

Если группа однородная (по типам судов), то впереди идёт самый опытный экипаж. Наименее опытные идут в середине.

Если группа разнородная – впереди идёт самое маневренное судно.

  1. При прохождении препятствия страхует самое надёжное судно. Особенно эффективна пара – катамаран и каяк.

Страхующий экипаж должен быть выставлен так, чтобы не пришлось догонять спасаемых.

В первую очередь спасают людей, потом уже вылавливают суда, вёсла, вещи. Если страхуют катамаран и каяк, то экипаж катамарана спасает людей, а каякер подбирает уплывшую мелочь.

На каяке трудно транспортировать человека. Лучше привязать к спасаемому «морковку» и плыть к берегу.

Страховку должны осуществлять наиболее опытные участники.

Ставится страховка в конце порога.

  1. Страховка тандемом возможна, если идут равноценные суда и экипажи. Тогда первые страхуют с берега, вторые осуществляют активную страховку. Можно чередоваться.

Маршрут разбивают на логические ступени с уловами между ними.

Важное замечание

Если первое судно попало в аварийную ситуацию, ни в коем случае нельзя догонять его по воде! Группа должна зачалиться, выяснить с берега, что произошло, и только потом принять решение о дальнейших действиях.

Самостраховка

Самостраховка включает в себя техническую, физическую и психологическую составляющие.

Снаряжение. Должны быть страховочные петли на спасжилете, стропорез, спасконец.

Судно. Должна быть обвязка, чтобы держаться, если придётся плыть рядом, или прицеплять «гранату».

Есть три старых правила самостраховки:

1)     спасать байдарку;

2)     спасаться от плота;

3)     спасаться на катамаране.

По возможности после оверкиля надо оказаться на судне. Если приходиться плыть рядом с катамараном, то лучше это делать внутри. Если случилось, что вы оказались снаружи и есть необходимое время, переберитесь аккуратно в торец катамарана, а оттуда внутрь. Если есть возможность, забирайтесь на катамаран. А лучше всего еще до полного переворота успеть засунуть голову так, чтобы при перевороте оказаться внутри.

При оверкиле очень важно удержать весло!

Если вы поймали спасконец, учтите, что в тот момент, когда выпрямится верёвка, произойдёт сильный рывок, и есть опасность выпустить «морковку».

Есть очень мало ситуаций, когда жизненно необходимо покинуть перевёрнутый катамаран. Но если уж такая ситуация возникла, подумайте, как вы его будете покидать. У вас должна быть возможность уйти со струи, которая несёт катамаран, иначе зачем вы его покидали?

Самосплав

Умение плавать в большинстве случаев не влияет на возможность удачного самосплава. Ситуация, когда нужно именно плыть, встречается очень редко.

Лучше всего самосплавляться с веслом – есть возможность оттолкнуться от камня, подрулить, зацепиться за донную струю в бочке.

Плыть нужно подогнув ноги в коленях, ногами вперёд. При этом не нужно сильно ложиться на спину – можно больно удариться копчиком.

Если вас несёт в бочку – сгруппируйтесь, в бочке воткните весло как можно глубже, чтобы зацепиться за струю. Если это не помогает, и других вариантов выбраться нет, можно вспороть ёмкость спасжилета.

Необходимо проводить тренировки: сплав по струе, прохождение слива или бочки. Важно научиться рулить веслом.

Текст создан на основе лекции, прочитанной  Александром Севериным
в КВТ МГУ 09 марта 2005.
Текст подготовила Е. Чернышева
Проверено лектором

Добавить комментарий